Главная » 2019 » Февраль » 20 » Дистанционная форма обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
14:59
Дистанционная форма обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Дистанционная форма обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Толмачева Евгения Валерьевна,
педагог-психолог
МБОУ "СОШ № 30"

В средней общеобразовательной школе № 30 поселка Малиновка коррекционно-развивающая работа психолого-педагогической службы проводится в дистанционной форме. Дистанционная форма обучения в школе организованна и налажена с 2013 года через Центр дистанционного обучения детей-инвалидов Кемеровской области. В этом учебном году родителям детей инвалидов с нарушениями опорно – двигательного аппарата были предложены дистанционные консультации коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной деятельности с педагогом- психологом школы № 30.
Мною была разработана программа коррекционно-развивающих занятий «Уроки общения» на 2018-2019 учебный год, рассчитанная на 35 часов. Данная программа состоит из двух разделов: «Я и моя личность » и «Сказки на каждый день». Программа «Уроки общения» разработана и представлена, как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога учреждения и направлена на формирование позитивной Я- концепции у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно- двигательного аппарата): повышение уверенности в собственных силах; актуализация потенциала каждого подростка; коррекция поведения средствами сказкотерапии и социально-психологических игр. А так же, способствует формированию у обучающихся с ОВЗ адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, собственных возможностей; учит адекватному представлению себя в социуме; расширяет представления о самом себе. Позволяет обучать техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов; формировать представления подростков и получать опыт конструктивного взаимодействия, как со взрослыми, так и со сверстниками по средствам онлайн общения.
Предложение к участию в Skype консультаций вызвало во мне на первом этапе сложность восприятия того, как возможно вести коррекционно-развивающую работу по средствам Инэт ресурсного общения.
Отсутствие у меня опыта дистанционного консультирования детей и подростков с ОВЗ подтолкнуло меня на мысль о необходимости создания накопительного методического материала к занятиям для продуктивного взаимодействия с особыми учащимися. В ходе занятий используемую программу «Уроки общения» дополняю возможными вариациями психосоциальных технологий, необходимых в коррекционно-развивающей работы с данным контингентом обучающихся. Такой подход к занятиям позволил мне удовлетворить потребность консультируемого и родителя.
Возможности Skype-технологии для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении:
-голосовое и видео общение;
-обмен текстовыми сообщениями;
-пересылка файлов;
-использование видеоконференций для группы учащихся;
-перенаправление вызова.
Возможности Skype-технологии для учащихся с ОВЗ в настоящий момент сложно переоценить. Занятия в программе Skype с обучающимися на дому школьниками начинают пользоваться особым спросом родителей (законных представителей). Ведь для них актуально и важно факт того, насколько здоровым и счастливым чувствует себя их ребёнок, насколько он может быть способным преодолевать трудности, иметь положительное представление о себе. Для родителей выходит на первый план образованность, способность к ясному изложению и пониманию своим ребёнком своих желаний, возможностей, потребностей.
Через сайт Центра дистанционного образования Кемеровской области работа организованна следующим образом: вначале ответственный за дистанционно образовательные технологии (ДОТ) в школе формирует учебный план, учебное расписание, заводит электронный журнал учителя; далее, я как педагог-психолог, под своим логином и паролем в назначенное время вхожу на сайт ЦДО, в своём электронном журнале отмечаю начало урока, созваниваюсь по Skype с учеником, который ответив мне, подтверждает на сайте начало занятия в его электронном дневнике, мы начинаем общение. Продолжительность занятия не менее 30 минут.
В течение первого полугодия я дистанционно провожу коррекционно-развивающую работу и вижу положительную динамику. Изменение отношения к Skype- консультированию обучающихся и их родителей, положительный эмоциональный отклик на наши совместные занятия создала запрос на организацию подобного консультирования для родителей особых детей.
Опрос- анкетирование родителей включенных в программу «Уроки общения» показал важность и востребованность для школьника- подростка имеющего статус ребёнок-инвалид обучающегося на дому участие в данной программе. Вследствие ограниченных возможностей здоровья, такие дети имеют ограниченный круг общения. Интернет консультации педагога-психолога по средствам Skype-технологии позволяют расширить границы общения, коммуникации, позволяют познавать нормы и правила существующие в современном мире, выражать словами свои мысли и чувства, профилактирует замкнутость, состояния уныния.
Для работы в дистанционной форме хорошо подходят виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков общения, ликвидацию пробелов в знаниях о социуме, коммуникаций и позитивного общения; самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующим вопросам в рамках заданных тем. Проведенное анкетирование в январе месяце показало:
- положительный отклик у родителей, заметивших в своих детях желание поговорить и рассказать;
- положительное отношение детей к занятиям с полным выполнением и дополнением задания для самостоятельного выполнения
Дистанционное консультирование с использованием Skype-технологии позволило мне выбирать удобное время, место, темп, характер общения с каждым учащемся.
Приведу примеры результативности применения Skype-технологии:
Мальчик Ч. Мальчик на первых занятиях с трудом шёл на контакт, был малоэмоционален, неактивен. Читать и рисовать ему совершенно не хотелось и не представляло никакого интереса. На первом и втором занятии отвечал односложно, кратко с мимикой выражавшей скуку и утомление. Положительным переломным моментам для меня в работе с Ч. стал вариант подбора предлагаемых черно-белых сюжетных картинок для раскрашивания по тематике занятия. Картинки я передавала в электронном виде через скайп, ребёнок их печатал, раскрашивал цветными карандашами и на следующее занятие демонстрировал мне и улыбкой и блеском в глазах.
Девочка Ч. На первых занятиях много говорила, диагностирую – дефицит внимания и общения. Комплексы, сложности в принятии себя. Перебивает, проявляет несдержанность. На контакт пошла легко, задания выполняет с удовольствием. Интересует чтение, рисование, лепка. На наших занятиях с Ч. делаю акцент на её желания в данный момент, предлагая варианты возможного хода нашего общения.
На основании вышесказанного могу выделить основные достоинства применения Skype-технологии:
технологичность – консультации с использованием современных программных и технических средств делает коррекционно-развивающую работу педагога-психолога с детьми ОВЗ более эффективной. Новые технологии позволяют общаться с подростком личноздесь и сейчас.
доступность и открытость обучения – возможность удалённого обучения. Это делает процесс обучения более доступным для всех категорий обучающихся ОВЗ (ОДА). Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график обучения.
индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам.
В основе дистанционного консультирования заложены психолого-педагогические технологии разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося.
Безусловно, использование Skype-технологии является эффективным инновационным методом обучения детей с ОВЗ.
Таким образом, дистанционное образование помогает детям с ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют.
Для ребят, крайне важно, а порой и жизненно необходимо научиться преодолевать препятствия, научить приспосабливаться к жизни в социуме, научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми не знакомыми людьми, пусть для начала по средствам Инэт ресурсного общения. А также, детям с ОВЗ необходимо оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки в рамках психолого-педагогичекого сопровождения и обучения их снимать психо-эмоцианальное напряжение раздражение, уходить от состояния уныния и тревоги. Уверена, что коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом в сети интернет по средствам Skype-технологии займут достойное место в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога современной школы.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 380 | Добавил: sergafan4815 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 geebnatalja • 05:20, 21.02.2019
Евгения Валерьевна, обратите внимание, что в ваш текст были внесены изменения! Грубое нарушение профессиональной этики педагога-психолога  указывать имя ребенка, диагноз и класс обучения!
Уважаемые коллеги, недопустимо распространение личной информации о ребенке!
avatar
2 MK • 12:30, 21.02.2019
Евгения Валерьевна, в Вашей работе указано, что Вами ведется работа с категорией дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. А как строится работа с категориями детей, имеющими иные проблемы со здоровьем?
avatar
3 sergafan4815 • 14:00, 25.02.2019
В работе с детьми ОВЗ использую следующие формы работы.
Фронтальная форма работы:
при фронтальной форме работы педагог-психолог выбирает комплекс коррекционно-развивающих упражнений, который использует, к  примеру с целью стимулирования умственного развития детей. Вводит данный комплекс упражнений, как «интеллектуальная разминка». Работа  в классе с использованием фронтальной формы, будет полезна всем учащимся начального звена, поскольку она направлена, прежде всего, на развитие, тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Групповая форма работы:
эффективность групповой работы имеет два момента: воспитательный и дидактический. В первом случае за счет возникающего в группе эмоционального контакта резко повышается интерес к работе. Общение в группе становится главным фактором успешного усвоения новой информации. Группа может состоять из 3-5 обучающихся, объединенных в группу по корректируемому признаку. При умелой организации групповой работы занятия, вызывающие первоначально интерес как средство общения, начинают постепенно приобретать самостоятельную значимость, собственную побудительную силу. Кроме того, параллельно работа в группе формирует у детей навыки делового общения:
воспитываются умения выслушивать другую точку зрения, понимать и оценивать действия других людей.
Дидактические возможности групповой работы также очень велики. Эффективность усвоения информации зависит от возможности ученика как-то относиться к ней, например: обсуждать ее с равными себе, отстаивать свою точку зрения, спорить и доказывать правильность своих ответов. Лишь при такой ситуации, возможна «интериоризация», присвоение знаний, умений, навыков, т. е. превращение их в собственное достояние.
Индивидуальная форма:
индивидуальные занятия чаще всего проводятся с детьми, имеющими ярко выраженные учебные сложности, статус ОВЗ умеренной и глубокой умственной отсталости. На этом этапе основная задача — психологическая коррекция. Работа с конкретным учеником строится в форме диалога. При объяснении сути задания следует уделять большое внимание примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание того, что нужно делать. От обучающегося требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, всех поисков правильного ответа. Такая форма работы дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях, умениях, навыках. Темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и индивидуальных особенностей. Из этого складывается общее количество занятий для прохождения коррекционно-развивающей программы. Одним учащимся может понадобиться 8 занятий, другим — 12, а третьим — 15 и более.

На мой взгляд, организуя коррекционно-развивающую работу педагога-психолога по групповой и фронтальной формам,  удаётся избегать роста тревожности и не желания детей заниматься, из-за возможных насмешек одноклассников: «Ты один ходишь на занятия, значит у тебя не все в порядке». Кроме того, ребенок с ОВЗ работающий  индивидуально, лишается возможности видеть опыт других ребят, что позволяет ему достигать большего результата, чем в индивидуальной работе.



avatar