14:59 Дистанционная форма обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога |
Дистанционная форма обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Толмачева Евгения Валерьевна,
педагог-психолог МБОУ "СОШ № 30" В средней общеобразовательной школе № 30 поселка Малиновка коррекционно-развивающая работа психолого-педагогической службы проводится в дистанционной форме. Дистанционная форма обучения в школе организованна и налажена с 2013 года через Центр дистанционного обучения детей-инвалидов Кемеровской области. В этом учебном году родителям детей инвалидов с нарушениями опорно – двигательного аппарата были предложены дистанционные консультации коррекционно-развивающей направленности в рамках внеурочной деятельности с педагогом- психологом школы № 30. Мною была разработана программа коррекционно-развивающих занятий «Уроки общения» на 2018-2019 учебный год, рассчитанная на 35 часов. Данная программа состоит из двух разделов: «Я и моя личность » и «Сказки на каждый день». Программа «Уроки общения» разработана и представлена, как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога учреждения и направлена на формирование позитивной Я- концепции у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно- двигательного аппарата): повышение уверенности в собственных силах; актуализация потенциала каждого подростка; коррекция поведения средствами сказкотерапии и социально-психологических игр. А так же, способствует формированию у обучающихся с ОВЗ адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, собственных возможностей; учит адекватному представлению себя в социуме; расширяет представления о самом себе. Позволяет обучать техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов; формировать представления подростков и получать опыт конструктивного взаимодействия, как со взрослыми, так и со сверстниками по средствам онлайн общения. Предложение к участию в Skype консультаций вызвало во мне на первом этапе сложность восприятия того, как возможно вести коррекционно-развивающую работу по средствам Инэт ресурсного общения. Отсутствие у меня опыта дистанционного консультирования детей и подростков с ОВЗ подтолкнуло меня на мысль о необходимости создания накопительного методического материала к занятиям для продуктивного взаимодействия с особыми учащимися. В ходе занятий используемую программу «Уроки общения» дополняю возможными вариациями психосоциальных технологий, необходимых в коррекционно-развивающей работы с данным контингентом обучающихся. Такой подход к занятиям позволил мне удовлетворить потребность консультируемого и родителя. Возможности Skype-технологии для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении: -голосовое и видео общение; -обмен текстовыми сообщениями; -пересылка файлов; -использование видеоконференций для группы учащихся; -перенаправление вызова. Возможности Skype-технологии для учащихся с ОВЗ в настоящий момент сложно переоценить. Занятия в программе Skype с обучающимися на дому школьниками начинают пользоваться особым спросом родителей (законных представителей). Ведь для них актуально и важно факт того, насколько здоровым и счастливым чувствует себя их ребёнок, насколько он может быть способным преодолевать трудности, иметь положительное представление о себе. Для родителей выходит на первый план образованность, способность к ясному изложению и пониманию своим ребёнком своих желаний, возможностей, потребностей. Через сайт Центра дистанционного образования Кемеровской области работа организованна следующим образом: вначале ответственный за дистанционно образовательные технологии (ДОТ) в школе формирует учебный план, учебное расписание, заводит электронный журнал учителя; далее, я как педагог-психолог, под своим логином и паролем в назначенное время вхожу на сайт ЦДО, в своём электронном журнале отмечаю начало урока, созваниваюсь по Skype с учеником, который ответив мне, подтверждает на сайте начало занятия в его электронном дневнике, мы начинаем общение. Продолжительность занятия не менее 30 минут. В течение первого полугодия я дистанционно провожу коррекционно-развивающую работу и вижу положительную динамику. Изменение отношения к Skype- консультированию обучающихся и их родителей, положительный эмоциональный отклик на наши совместные занятия создала запрос на организацию подобного консультирования для родителей особых детей. Опрос- анкетирование родителей включенных в программу «Уроки общения» показал важность и востребованность для школьника- подростка имеющего статус ребёнок-инвалид обучающегося на дому участие в данной программе. Вследствие ограниченных возможностей здоровья, такие дети имеют ограниченный круг общения. Интернет консультации педагога-психолога по средствам Skype-технологии позволяют расширить границы общения, коммуникации, позволяют познавать нормы и правила существующие в современном мире, выражать словами свои мысли и чувства, профилактирует замкнутость, состояния уныния. Для работы в дистанционной форме хорошо подходят виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков общения, ликвидацию пробелов в знаниях о социуме, коммуникаций и позитивного общения; самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующим вопросам в рамках заданных тем. Проведенное анкетирование в январе месяце показало: - положительный отклик у родителей, заметивших в своих детях желание поговорить и рассказать; - положительное отношение детей к занятиям с полным выполнением и дополнением задания для самостоятельного выполнения Дистанционное консультирование с использованием Skype-технологии позволило мне выбирать удобное время, место, темп, характер общения с каждым учащемся. Приведу примеры результативности применения Skype-технологии: Мальчик Ч. Мальчик на первых занятиях с трудом шёл на контакт, был малоэмоционален, неактивен. Читать и рисовать ему совершенно не хотелось и не представляло никакого интереса. На первом и втором занятии отвечал односложно, кратко с мимикой выражавшей скуку и утомление. Положительным переломным моментам для меня в работе с Ч. стал вариант подбора предлагаемых черно-белых сюжетных картинок для раскрашивания по тематике занятия. Картинки я передавала в электронном виде через скайп, ребёнок их печатал, раскрашивал цветными карандашами и на следующее занятие демонстрировал мне и улыбкой и блеском в глазах. Девочка Ч. На первых занятиях много говорила, диагностирую – дефицит внимания и общения. Комплексы, сложности в принятии себя. Перебивает, проявляет несдержанность. На контакт пошла легко, задания выполняет с удовольствием. Интересует чтение, рисование, лепка. На наших занятиях с Ч. делаю акцент на её желания в данный момент, предлагая варианты возможного хода нашего общения. На основании вышесказанного могу выделить основные достоинства применения Skype-технологии: технологичность – консультации с использованием современных программных и технических средств делает коррекционно-развивающую работу педагога-психолога с детьми ОВЗ более эффективной. Новые технологии позволяют общаться с подростком личноздесь и сейчас. доступность и открытость обучения – возможность удалённого обучения. Это делает процесс обучения более доступным для всех категорий обучающихся ОВЗ (ОДА). Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график обучения. индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам. В основе дистанционного консультирования заложены психолого-педагогические технологии разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося. Безусловно, использование Skype-технологии является эффективным инновационным методом обучения детей с ОВЗ. Таким образом, дистанционное образование помогает детям с ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют. Для ребят, крайне важно, а порой и жизненно необходимо научиться преодолевать препятствия, научить приспосабливаться к жизни в социуме, научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми не знакомыми людьми, пусть для начала по средствам Инэт ресурсного общения. А также, детям с ОВЗ необходимо оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки в рамках психолого-педагогичекого сопровождения и обучения их снимать психо-эмоцианальное напряжение раздражение, уходить от состояния уныния и тревоги. Уверена, что коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом в сети интернет по средствам Skype-технологии займут достойное место в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога современной школы. |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |