Главная » 2019 » Февраль » 20 » Формирование фонематических представлений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры
12:00
Формирование фонематических представлений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры
Формирование фонематических представлений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры

Катенина Елена Федоровна,
учитель-логопед,
МАДОУ Детский сад №12 "Березка"

Формирование фонематических представлений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры Катенина Елена Федоровна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад №12 «Березка» Актуальность исследования обусловлена тем, что новый период развития образования и постоянного повышения требований к уровню готовности детей к обучению, значимыми и актуальными стали исследования, посвященные поиску путей эффективной подготовки к обучению в школе детей, которые имеют нарушения речи. Многие авторы занимались проблемой выявления и преодоления фонематических нарушений, а именно О. Н. Двуреченская, Н. В. Дурова, Н. И. Дьякова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. Ф. Попова, Г. А. Тумакова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. А. Шмыгун и другие. Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость фонематических нарушений остается нерешенной проблема разработки системы формирования фонематических представлений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры. Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный и систематизированный методический материал может быть применен в практической деятельности логопеда, воспитателей и родителей для преодоления фонематических нарушений у старших дошкольников с ОВЗ имеющими ТНР через дидактические игры. При анализе теоретических представлений о фонематических нарушениях обращает на себя внимание тот факт, что различные ученые пользуются разными терминами, описывая одни и те же фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический слух, речевой слух, которые оказываются нарушенными. Фонематическое восприятие формируется в период от 1 до 4 лет. Поэтому к 4-м годам ребенок должен различать все звуки и фонематическое восприятие должно быть сформировано. Родной язык усваивается ребенком последовательно, поэтапно, по мере развития и созревания нервно-мышечного аппарата. У человека в онтогенезе способность различать звуки человеческой речи возникает значительно раньше, чем способность артикулировать, а также артикуляция развивается медленнее, нежели способность различать звуки речи, которая развивается стремительно и интенсивно [1, с. 513]. В работах ряда авторов (А.Н. Корнев [2], Р. Е. Левина [3], Н. Х. Швачкин [5]) представлена периодизация развития у ребенка полноценного фонематического восприятия. Так, Н. Х. Швачкин определил 12 генетических рядов в формировании фонематического развития речи ребенка. Р. Е. Левина и А.Н. Корнев определили этапы фонематического развития. При этом нарушения могут возникнуть на любом из данных этапов. Сформированное фонематическое восприятие является гарантией правильной слоговой структуры слов, а также четкого произнесения звуков, [4]. Типичным для детей с ТНР является ограниченный словарный запас, позднее развитие речи, явно выраженный аграмматизм, а также неточность и смазанность звукопроизношения и нечеткость фонематического восприятия. При ТНР страдает поэтапность формирования языкового высказывания, возникают проблемы развития фонематичеких представлений, что в целом приводит к трудностям в установлении социальных связей, мешает адаптации в новой обстановке, препятствует усвоению программного материала в ходе дальнейшего школьного обучения. Можно сказать, что у этой категории детей фонематическая сторона речи находится в зачаточном состоянии, следовательно, нужна длительная коррекция. Фонематические представления целесообразно формировать во время логопедической НОД по коррекции звукопроизношения и по обучению грамоте. Одним из средств, направленных на формирование фонематических представлений является дидактическая игра. Игра – естественная потребность ребенка дошкольного возраста, его главная самостоятельная деятельность. Детская игра, это явление многофункциональное и неоднородное. В педагогике не раз пытались классифицировать игры, изучить и описать каждую из разновидности игры с учетом их функции в развитии детей. В жизни каждого ребенка дошкольного возраста с ТНР игры не менее важны, чем для дошкольника с нормативным развитием речи, для которого она является основой для образного мышления, развития воображения, речевого общения. Игры детей с ТНР включают в себя реальную действительность, но немного бедны по содержанию. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста с ТНР восприятие мира осуществляется в обстоятельствах ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Восприятие мира у дошкольников с ТНР обеднено из-за отставания фонематических представлений и восприятий. Только при систематической и поэтапной работе над формированием фонематических представлений можно достигнуть положительных результатов в овладении детьми с ТНР разговорных навыков. На основе изученных теоретических источников была проведена экспериментальная работа, в котором принимали участие старшие дошкольники с ТНР. На первом, констатирующем этапе, проводилось изучение сформированности фонематических представлений. Для изучения использовался комплекс методик, который позволил определить уровень фонематических представлений у детей с ТНР. Исследование по данному комплексу заданий показало, что ни у одного дошкольника с ТНР не выявлено высокого уровня сформированности фонематических представлений. У 2 детей с ТНР (33%) отмечен средний уровень, что выражается в не резко выраженном нарушении фонематических представлений. У 4 детей с ТНР (67%) наблюдается низкий уровень, что свидетельствует о нарушении фонематических представлений. В качестве неблагоприятного результата исследования можно отметить и тот факт, что ни у одного ребенка с ТНР не наблюдается оптимального уровня фонетико-фонематического восприятия. Следовательно, необходима коррекционно-логопедическая работа. На основе полученных результатов была разработана и реализована коррекционно-логопедическая работа с целенаправленным использованием дидактических игр. Методика коррекционной работы имеет три последовательных периода обучения, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Формирование фонематических представлений проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В первый период (сентябрь-ноябрь) работа по формированию фонематического восприятия начиналась на материале неречевых звуков. Игра «Кто пришёл, что принёс?», «Что это?» «Кто это?» (задание: узнать на слух звучащий музыкальный инструмент и т.п.). Дальнейшая работа проводилась на речевых звуках. Дети учатся дифференцировать звуки на слух и выделять заданный звук из ряда других звуков. Сначала гласные, затем согласные (игра «Поймай звук»). Ребята хлопают в ладошки, услышав звук гласный или согласный. Слышать слог в ряду других слогов помогает игра «Поймай слог». Дети поднимают руку (карточку), когда услышат заданный слог, например НА: ка-ма-на-та-на. Обнаружение звука в слове отрабатывает игра «Поймай слово со звуком...». К концу первого периода обучения подготовлена база для осознанного восприятия более трудных речевых звуков. Во втором периоде обучения, который проходил с декабря по март, работа по формированию фонематических представлений имеет свою логику: от четкого восприятия правильно произносимых детьми звуков (п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуляционно (Например: [т] от [с], [п], [р]). Игра «Повтори слова»(«Эхо», «Попугайчик») ком, лом, сом. И далее постепенно переходить к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам ([п] - [б], [с] - [з], [с] - [ш]). Сначала проводятся игры по различению звуков по признаку: глухости – звонкости («Добавь слог ва или фа» («Доскажи словечко») -дро..., гра..., ело..., ним ... «Повтори цепочки слогов» - ва-фа-ва, ба-па-па.., «Покажи», «Подбери пару», «Замени первый звук В на Ф», «Провести дорожку к словам в названии которых есть звук [...]»); твёрдости – мягкости («Вставьте недостающий слог ла или ля», То иг..., «Повтори» – Ма-мя-мя, ми-мы-ми..., «Подарим подарки Маше и Мите». Дети с ТНР учатся запоминать большее количество слов. Им показывались картинки. Например: «На лугу пасутся коровы», «На лугу пасутся коровы и овцы», «На лугу пасутся коровы, овцы и козы». На этом же этапе работы заучиваются предложения и короткие тексты. На третьем этапе обучения продолжается работа по выделению звуков на слух из звукоряда, слогоряда, словоряда более сложного по звуковому составу (шапка, сушка, цапля, заяц, щётка...). Изучаемый звук сравнивается со всеми звуками, пройденными и еще не изученными. Детям предлагали следующие игры: отобрать картинки с заданным звуком; хлопнуть в ладоши, когда услышишь заданный звук, слог, слово. После реализации всех запланированных игр была проведена контрольная диагностика с использованием тех же заданий, которые применялись на констатирующем этапе. Исследование по данному комплексу заданий показало, что у одного дошкольника с ТНР (17%) выявлен высокий уровень сформированности фонематических представлений. У 4 детей с ТНР (67%) отмечен средний уровень, что выражается в не резко выраженном нарушении фонематических представлений. У 1 дошкольников с ТНР (17%) наблюдается низкий уровень, что свидетельствует о нарушении фонематических представлений. Следовательно, после проведения коррекционно-логопедической работы уровень сформированности фонематических представлений у детей с ТНР повысился и необходимо проводить дальнейшую работу. Таким образом, использование дидактических игр в логопедической работе по формированию фонематических представлений позволяет решить задачи образовательной области «Речевое развитие» более эффективным для дошкольника с ОВЗ способом – в игре. ФГОС акцентирует внимание педагогов на необходимость уделять больше внимания процессу игры.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 594 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
avatar
0
1 geebnatalja • 08:49, 21.02.2019
Спасибо за представленный материал.
avatar
2 MK • 12:51, 21.02.2019
Елена Федоровна, расскажите о результатах коррекции по Вашей методике.
avatar
3 Марина • 07:21, 22.02.2019
Елена Федоровна,  методики каких авторов по формированию фонематических представлений Вы используете в своей работе и считаете их наиболее эффективными?
avatar
Здравствуйте!Использование дидактических игр по формированию фонематических представлений вызывает интерес у воспитанников с
ТНР, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,а также желание закреплять изучаемый материал в детском садике и дома с родителями.
В результате регулярной и поэтапной работы у детей отмечается положительная
динамика в развитии коммуникативных навыков, фонематического слуха, памяти,
мышления, в формировании фонематического анализа и синтеза, в коррекции
звукопроизношения и слоговой структуры слова. Словарь воспитанников стал
расширяться. Дети стали употреблять и различать многие предлоги, приставки,
окончание слов и т.д. Таким образом, систематическая и длительная работа по
формированию фонематических представлений позволит в дальнейшем воспитанникам
овладеть грамотным чтением и письмом, успешно обучаться в школе.
avatar
Марина,здравствуйте! В коррекционной работе по формированию фонематических представлений у старших дошкольников использую методики Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.; Ткаченко
Т.А., Лукиной Н.А. и Никкинен И.И. (так как включены игры). Я считаю их
наиболее эффективными.
avatar

avatar
7 sergafan4815 • 10:58, 27.02.2019
Спасибо, за Ваш опыт,Елена Федоровна. Взяла несколько вами представленных игр в свою методическую копилку.
avatar
Уважаемые коллеги! Я хотела бы порекомендовать использовать лэпбукинг в НОД с
воспитанниками с ОВЗ. Это очень интересная, доступная и эффективная методика
обучения. У нас в стране лэпбукинг считается методом новым, пришёл к нам из
Америки. В дословном переводе («лэп»— колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». В картонной книге(папке) собран материал на определенную тему («Обучение грамоте», «В мире гласных звуков и букв», «В мире согласных звуков и букв»,
«Весна» и т.д.). Лэпбук ярко оформлен, в нём разные кармашки, в которых
интересные дидактические игры, задания, выглядит как дидактическое пособие для
детей. Участие в изготовление принимают и родители. Они делают его дома вместе
с ребёнком, придумывают игровые задания, загадки и т.д. Для ребёнка лэпбук –это
игрушка, с которой можно поиграть. Воспитанник проявляет повышенный интерес к
такой папке. Играя, он без всяких усилий усваивает учебный материал.
avatar