Главная » 2019 » Февраль » 21 » Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения
11:33
Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения
Метод наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи
Шамсудинова Марина Петровна,
учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №38"Сказка"
Современный учитель-логопед – это педагог, который делает вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Речь – это отражение человека, личности, залог успеха. Ведь в основе многих специальностей, от комментатора и депутата до менеджера и продавца, лежит грамотная и красивая речь.
Основной моей профессиональной задачей, как учителя-логопеда, является своевременное выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста; полноценное овладение детьми фонетическим строем русского языка, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, связной речи, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его позитивной социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Педагогическая деятельность учителя-логопеда в дошкольной организации в условиях модернизации российского образования, реализации идей федеральных государственных образовательных стандартов, должна строится на принципах адекватности выбора форм, методов, средств обучения, обеспечивающих индивидуальные и возрастные потребности детей, наличие мотивации деятельности воспитанников; содействия и сотрудничества детей и взрослых, поддержки инициативы детей.
Наглядность — один из основных дидактических принципов обучения, в том числе и в коррекционной педагогике. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с ОВЗ, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:
‒ во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование состоит из следующих этапов:
1) усвоение и анализ сенсорного материала;
2) перевод его на знаково-символический язык;
3) работа с моделью.
При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:
‒ интонационно выделять звук в слове
‒ называть слова с заданным звуком
‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой
‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.
В своей коррекционной работе с детьми использую пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки», «Звуковые замки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза. Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков. При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова.
Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка. При обучении грамоте использую большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Раздели слово на части» и др. В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Дерево родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?», «Скажи ласково», «Мой или моя», «Скажи наоборот», «Один-много», «Назови детенышей животных» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – особые дети. И нам, педагогам важно понимать это. Использование метода наглядного моделирования позволяет сделать сложный для детей коррекционный процесс увлекательным и интересным, и тем самым повысить его эффективность.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 550 | Добавил: барселона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
avatar
1 MK • 07:32, 22.02.2019
Марина Петровна, спасибо. Думаю, материал будет интересен не только педагогам, но и родителям.
avatar
2 elenav1968 • 14:26, 25.02.2019
Марина Петровна, спасибо за систематизацию Вашего опыта работы по методу наглядного моделирования, этот метод применим нами на практике, он повышает эффективность и результативность коррекционной деятельности с детьми.
avatar
3 svetyshevu • 17:55, 25.02.2019
Марина Петровна, работа очень понравилась. Метод наглядного моделирования помогает нам в работе с детьми при заучивании стихотворений, при составлении рассказов.Взяли на заметку игры с использованием схем и моделей для коррекционной работы с детьми.
avatar
4 arisha290571 • 17:45, 26.02.2019
Марина Петровна, спасибо, очень хорошая работа, а главное полезная. Благодаря методам наглядного моделирования, каждый ребенок чувствует успех, познает “радость открытия” для себя и с желанием и хорошим настроением идет в детский сад.
avatar

Марина Петровна, большое спасибо! Согласна с Вами,что метод наглядного моделирования надо использовать в работе с воспитанниками с ОВЗ имеющими ТНР. Использование наглядного моделирования вызывает у детей  интерес, ускоряет процесс запоминания материала, а также  облегчает детям овладение связной речью.
avatar