Главная » 2019 » Февраль » 20 » Нейропсихологический подход в процессе коррекционной работы с учащимися ресурсного класса
18:20
Нейропсихологический подход в процессе коррекционной работы с учащимися ресурсного класса
Нейропсихологический подход в процессе коррекционной работы с учащимися ресурсного класса
Романчук Ирина Геннадьевна
педагог-психолог МБОУ "СОШ №1"
Введение
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6]. Особое место в работе с детьми данной категории отводится коррекционному направлению, которое представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. .Следует отметить, что коррекционную работу с детьми необходимо отличать от традиционных форм обучения дошкольников и школьников. “Обучение – это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции – формирование функционального органа, либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу...” Коррекционная работа должна предшествовать обучению “особого” ребёнка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение” [15, с.10]. Коррекционно-развивающая работа в рамках нейропсихологии предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся:
  • произвольная регуляция и контроль поведения;
  • системы пространственных и квазипространственных представлений;
  • фонетического и кинестетического анализа и синтеза;
  • тонкая моторика;
  • объём и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов;
  • навыки логического мышления;
  • коммуникативные навыки.
Некоторые из этих систем в норме должны быть сформированы к началу обучения в школе, другие (например, пространственные представления и навыки регуляции) ещё находятся в стадии становления. В силу сложности своего строения психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Не нарушаются все функции одновременно. Поэтому коррекцию, следуя луриевским принципам реабилитации, необходимо строить с учётом нарушенной функции за счет опоры на сохранные звенья. Следует учитывать, что в основе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР должен лежать игровой подход. Именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы.
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
  • Активизация ребенка для повышения нейродинамических показателей.
  • Формирование двигательной сферы и межполушарных взаимодействия.
  • Развитие функций программирования и контроля деятельности.
  • Формирование пространственных представлений.
  • Формирование целостного восприятия образов. Т
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия, с использованием нейропсихологических методов необходимы детям с ЗПР как из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так из-за общей психофизической ослабленности.
Целью настоящего опыта работы является интеграция нейропсихологического подхода в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Задачи:
  1. Изучить специальную литературу по практической нейропсихологии.
  2. Использовать в работе с детьми с ЗПР нейропсихологическую коррекцию.
  3. Отследить эффективность проведенной коррекционной работы.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР 
Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать: o органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, o конституциональные факторы, o хронические соматические заболевания, o неблагоприятные условия воспитания, o психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени: o выраженные недостатки в формировании высших психических функций, o замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, o трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР В РАМКАХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Научно-методической базой обучения в ресурсном классе может быть нейропсихологический подход к диагностике и разработке эффективных стратегий обучения. Основным документом, фиксирующим индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ, включая детей с ЗПР, является адаптированная основная общеобразовательная программа. Цели программы не будут достигнуты без указания путей и методов решения поставленных задач. Выбор путей и методов дол¬жен быть основан на анализе индивидуальных особенностей когнитивных процессов и поведения школьника. Наиболее эффективные методы анализа разработаны в нейропсихологии. Анализ опыта работы в коррекционных классах и общеобразовательных классах с включением проблемных детей показывает, что выявление сильных и слабых сторон ребенка и разработка стратегии помощи ребенку наиболее эффективно осуществляется при взаимодействии педагогов и нейропсихологов. [1] Нейропсихологическая диагностика включает не только тестовые методы, но и методы «следящей диагностики», т. е. метод наблюдения за поведением ребенка в ходе работы и на отдыхе и анализ выполнения учебных и творческих задач. Такая диагностика про¬водится нейропсихологом и педагогом совместно. Она предполагает предоставление ребенку различных видов помощи и анализ того, что именно помогает ребенку. Поэтому существенную роль в наблюдении за ребенком и адаптации его к школьному обучению играет именно педагог, который владеет богатым арсеналом методов по развитию активности, самостоятельности ребенка, его познавательной сферы. Проведенное нейропсихологическое обследование учащихся с ОВЗ (6 человек) в 2018-2019 учебном году в МБОУ «СОШ №1» г. Калтана показало, что наличие дисфункций головного мозга и незрелость мозговых структур диагностированы у 67% детей (4 чел.), несформированность ВПФ (высших психических функций) у 80% (5 чел.) учащихся. На основе полученных данных диагностики разрабатывается коррекционная работа по преодолению отставания в развитии ВПФ, опираясь на эффективные приёмы и методы. Работа с учащимися с ЗПР основывается на взаимодействии нейропсихолога (педагогом-психологом) с педагогом и заключается в совместном выявлении не только особенностей высших психических функций (ВПФ) ребенка, ведущих к его школьной неуспешности, но и выявлении оптимальных условий для преодоления трудностей. При совместном обсуждении принимается общее решение относительно подбору методик, наглядного и вербального материала, способа его подачи. При составлении коррекционной программы занятий учитываются уровень актуального развития и зоны ближайшего развития ребёнка. К индивидуальным особенностям могут относиться сложности с переработкой слуховой или зрительной информации. Если педагог использует на занятии систему методов, направленную на компенсацию трудностей усвоения зрительной информации, то другие дети в этот момент могут остаться без внимания, и наоборот. Поэтому при составлении коррекционной работы нужно учитывать все компоненты, которые составляют осваиваемую сложную функцию. Если у одного ребенка или группы детей проявляются свои специфические трудности, педагог должен помогать им проработать каждое звено этой психической функции. Остальные дети в этот момент имеют возможность совершенствовать навыки самостоятельной работы в задан¬ном виде деятельности, который дается им относительно легко. В целом стратегия работы с ресурсным классом предполагает, что организация занятий должна базироваться на методах работы, опирающейся на сохранные звенья и постепенно втягивающей в работу слабые звенья. Для реализации такого подхода могут быть использованы системы методов для «выращивания» слабого звена. Педагог, обучая детей какому-нибудь навыку, выстраивает систему отношений взрослый-ребенок, где взрослый берет на себя функции слабого звена, постепенно передавая все большую часть функций ребенку. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, задания должны варьироваться от простого к сложному по следующим параметрам:
  • совместное — самостоятельное (от разделения функций между обучающим и обучаемым через постепенное сокращение роли обучающего к самостоятельному действию);
  • внешне опосредованное — внутреннее (от действия с привлечением внешних материализованных опор, внешней программы к внутреннему, выполняемому в уме действию);
  • развернутое — свернутое (от развернутого поэлементного выполнения и контроля действия к их свернутым формам).
Особенное внимание при составлении коррекционной программы уделяется подбору учебного и наглядного материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Практический опыт показывает, что такой метод помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабого звена. Для повышения интереса ребенка к занятиям рекомендуется использовать игровые, сюжетные методы обучения, включать задания в смысловой контекст, постепенно переводя исполнение от эмоционально окрашенного в более произвольный план. Для обеспечения гибкого подхода к особенностям всех учащихся рекомендуется использовать следующие методы:
  • Пространство класса делится на учебную и игровую зоны. Это дает возможность проводить занятия с детьми не только за партой, но и на ковре, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных категорий детей.
  • В классе вводятся правила поведения, с которыми ознакомлены дети, родители, учителя. Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно принять одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.
  • Учитывая специфику возраста и индивидуальные особенности детей, можно создавать щадящий режим нагрузок. В зависимости от состояния детей и со¬держания конкретного занятия на начальном этапе они могут продолжаться различное время — от 25 до 40 минут. Занятия могут не делиться на предметы и не объединяться единым сюжетом. На всех занятиях должен реализоваться принцип межпредметных связей. На начальном этапе доля игровых ситуаций может преобладать над учебными задачами. Постепенно эмоциональное и непосредственное выполнение заданий должно переходить в более произвольный план.
  • Учитель должен ставить перед собой задачи социализации детей. Перемены предназначены не только для того, чтобы дети могли восстановить силы и пообщаться, но и приобретали навыки взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к другу.
  • Особое внимание должно уделяться подбору наглядного и учебного материала. К критериям оценки адекватности учебных материалов для процесса инклюзивного обучения относятся: уровень содержательной сложности; зрительная насыщенность; размер шрифта; распознаваемость образов; смысловое использование цвета; ориентация на ребенка — правшу или левшу; разноуровневость (пригодность для использования детьми с разными уровнями когнитивного развития) и вычерпываемость материалов; частотность употребляемых слов; эмоциональная составляющая. Очень важна ориентация наглядных материалов на личный опыт и интересы детей. Многие наглядные материалы учащиеся могут сделать в классе общими усилиями, например, «числовой ряд», «круглый год», и это увеличивает интерес к ним.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность. Поэтому система оценки должна подчеркивать любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. Очень важно развести в пони¬мании детей и родителей понятия «отметка» и «оценивание». Мы оцениваем не ребенка, а результаты его деятельности. «Оценка» может быть высокой при низ¬кой «отметке». Оценка может быть балльной и материальной - красивая наклейка, картинка-штамп, маленький подарок. Рекомендуется также организовывать выставки детских работ. Каждая работа рассматривается всеми детьми, в каждой можно найти что-нибудь хорошее. Постепенно дети учатся оценивать свои работы и сравнивать их с работами других детей. Двадцатилетний опыт по применению методов нейропсихологической коррекции в педагогической практике показывает, что совместная работа педагога и нейропсихолога создает условия для успешного обучения различных категорий детей с ОВЗ. [2]
4. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК» С 2015 года нами разработана и успешно реализуется коррекционно-развивающая программа “Успешный ученик”, направленная на оказание помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, включая детей с ОВЗ. Данная программа состоит из диагностического модуля, который включает в себя психологическую и нейропсихологическую диагностику (исследуются все отделы головного мозга) – 12 часов; коррекционно-развивающего модуля (20 часов), задачами которого является – стабилизация и активизация энергетического потенциала организма, развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов, зрительно-слуховой памяти, формирование мыслительных процессов и произвольной саморегуляции. В основу данной программы положены следующие нейропсихологические системы:
  • комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович;
  • методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л.С. В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А.В. реализуется принцип замещающего онтогенеза, предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:
  • с использованием методов двигательной коррекции;
  • с использованием собственно когнитивных методов.
Основной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется упражнения на психомоторную коррекцию. В свою очередь, сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, стимулирующий 1 блок головного мозга. Данные упражнения проводятся на каждом занятии и являются необходимым условием коррекционной работы. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока). Трёхуровневая система методики Уровни Коррекционные методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию: Уровень стабилизации, активации и энергоснабжения психических процессов (1 блок головного мозга) подкорковых и стволовых образований головного мозга Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2 блок головного мозга) задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов (3 блок головного мозга) передних (префронтальных) отделов мозга
Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:
  •  упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);
  • упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса;
  •  упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические диктанты);
  •  упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами, формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков). Когнитивные методы направлены на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций.
В период с 2015 по 2018 год по программе «Успешный ученик» обучались дети с отклоняющимся онтогенезом следующих типов:
  • задержанное психическое развитие;
  • тяжёлое нарушение речи;
  • дефицитарное развитие (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • парциальная несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети).
Использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей и имеет положительные результаты. Эффективность коррекционной работы подтверждают следующие результаты:
  • У детей с ЗПР наблюдается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ.
  • Дети с ТНР показали положительную динамику в развитии фонетико-фонематическом восприятии, укрепление мелкой моторики и общеинтеллектуальных показателей.
  • У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдались повышение целенаправленности деятельности и уровня произвольности психических процессов, развитие графо-моторных навыков, улучшение пространственной ориентировки, улучшение восприятия речи, увеличение связности речи и её активности, повышение сообразительности;
  • Дети с парциальной несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети) показали повышение концентрации внимания и его устойчивости, увеличение усидчивости, улучшение письма, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.
Наблюдались косвенные результаты: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении в школе, дома. Ниже даны примеры изменений в психическом статусе детей в результате коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась с использованием психологических и нейропсихологических методик. Для детей с выраженными нарушениями развития применялся метод наблюдения во время занятий. Результаты диагностики отражены в данных мониторинга психического состояния ребёнка. Повторная диагностика показала положительную динамику в психическом развитии в 80% случаев, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционной работы и по завершению программы), в том числе и по медицинским данным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время нейропсихологический подход всё больше внедряется не только в диагностическую, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Существует целый спектр методик, активно применяющихся как при индивидуальной коррекции, так и при групповой работе. Коррекционная работа с участием узких специалистов позволяет выявить истинные проблемы трудностей обучения отдельно взятого ребёнка и согласно полученным результатам разработать индивидуальную программу ПМП сопровождения в условиях образовательной организации. Особую роль на этапе диагностики отводится нейропсихологическому анализу. Своевременная диагностика, коррекция и развитие нарушений в функционировании головного мозга способствует результативности проводимой коррекционной работы. Использование нейропсихологического подхода в коррекции обеспечивает повышение общей психической активности, работоспособности. Нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшает регуляцию деятельности. В результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций. Под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей с ЗПР. Таким образом, комплексный подход с привлечением узких специалистов в коррекционной работе с детьми с ЗПР – один из наиболее эффективных современных технологий, позволяющий получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика //Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекции / Под ред.О.Б. Иншаковой. – Москва; Воронеж: Изд-во МПСИ, 2001.с.7-20 2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения// Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющего развития. – М.: Изд-воМинобразования РФ, 1998.С85-92. 3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Тест]: учебник для студентов вузов/ Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2013. – 272 с. 4. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с. 5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте /Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - 2-е изд. [Электронный ресурс]. — СПб.: Питер, 2008. – 80 с. 6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), пункт 16 статьи 2. 7. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции [Электронный ресурс]. Сб. науч.- метод. Материалов / Под ред. О.Е. Булановой, Э.И. Леонгард. – М., Федеральный институт развития образования, 2012. – 145 с. 8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]: Методическое пособие – М, Гуманитарный изд. Центр Владос, 2011 – 167 с. 9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с. 10. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс]: Учебное пособие – СПб., Питер, 2008. – 288 с. 11. Пылаева, Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]/Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. – СПб.: Питер, 2008.-166с. 12. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога[Текст]. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М., 2003. 13. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.- 385с. 14. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]. / Москва – Воронеж, 2005.-240с. 15. Хомская, Е.Д. Нейропсихологическая диагностика [Электронный ресурс]. Часть I. Институт общегуманитарных исследований Секачев В.Ю. – М., 2007. – 64 с. 16. Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // особый ребёнок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. 1999. С. 101-109.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 444 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 geebnatalja • 08:53, 21.02.2019
Ирина Геннадьевна, спасибо за представленный опыт работы. С какими трудностями вы столкнулись при организации деятельности в условиях ресурсных классов?
avatar
2 MK • 12:24, 21.02.2019
Ирина Геннадьевна, каким образом в данном направлении ведется совместная работа с родителями?
avatar
3 irinagt • 18:54, 03.03.2019
Уважаемые, коллеги! Спасибо за вопросы. Следуетотметить, что опыт работы с учащимися с ЗПР в условиях ресурсного класса
является совершенно новым направлением в коррекционной деятельности не только
психолога, но и всего педагогического коллектива. Поэтому первичная трудность,
на мой взгляд, заключалась в организации совместной деятельности всех
специалистов, участвующих в коррекционном обучении, учёт уровня актуального развития и индивидуальных особенностей детей с ЗПР . Что касается участия родителей, то важно наначальном этапе мотивировать их на сотрудничество со школой, снять излишнюю
тревожность, информировать их об условиях обучения детей, озвучить ожидаемые
результаты, помочь родителям осознать их неоценимую помощь в процессе обучения.
Так, например, по коррекционно-развивающей программе "Успешный
ученик" разработана тетрадь для родителей (в трёх частях), по которой они
могут ежедневно в домашних условиях отрабатывать нейропсихологические
упражнения. Благодаря совместным усилиям родителей, учителей, психолога и дефектолога у детей наблюдается положительная динамика по многим факторам: нейродинамические показатели, внимательность, произвольность действий, письмо под диктовку, списывание, счет и др.
avatar