Главная » 2019 » Февраль » 20 » Особенности организации коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР
05:50
Особенности организации коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР
Особенности организации коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР
Королева Екатерина Юрьевна,
учитель - логопед,
МБОУ ДО Дом детского творчества

ЗПР - это задержанное развитие, связанное с временным отставанием; при ЗПР у ребёнка младшего школьного возраста отмечается психическое развитие в замедленном темпе, ребёнок отличается недостаточной сформированностью эмоционально–волевых, когнитивных компонентов познавательной деятельности, характерна пониженная обучаемость и умственная работоспособность, личностная незрелость; при этом важно учитывать также характерные значительные различия по степени выраженности задержки и индивидуальные особенности, обусловленные видом и степенью недостаточности интеллекта. В итоге всё это приводит к тому, что ребёнку трудно усвоить учебные ЗУН, однако, такие дети способны использовать помощь взрослого, а также способны использовать усвоенные навыки умственной деятельности в новых ситуациях. Таким образом, своевременная и правильно организованная коррекционная помощь будет способствовать компенсации, обратному развитию. При этом, в связи с ростом количества детей с ЗПР, их образование, в т. ч. организация коррекционно-логопедической помощи становится актуальным. Согласно МКБ -10, ЗПР можно рассматривать как специфические расстройства развития школьных навыков, поэтому ребёнок при ЗПР зачастую не достигает готовности к школьному обучению, и в зависимости от степени выраженности дефекта, обучается:
• в специальных школах для детей с ЗПР;
• в специальных классах;
• в общеобразовательных классах с соблюдением специальных особых условий или по индивидуальным АООП НОО.
При этом коррекционная логопедическая работа во внеурочной деятельности проводится учителем – логопедом, возможно в т. ч. на базе учреждения дополнительного образования. Нарушения речи встречаются более чем у 70% младших школьников с ЗПР. В подобных случаях характерен системность (комплексность) нарушений речи; у детей с ЗПР встречаются такие же нарушения, что и у детей без нарушения интеллекта, при этом нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) встречаются чаще, характерны также трудности вербализации действий, недостаточность регулирующей и планирующей функции речи; то есть вопросы эффективной коррекционной логопедической работы с детьми с ЗПР становятся актуальными. Работа логопеда с младшими школьниками с ЗПР должна быть дифференцированной и комплексной, её основными ориентирами должны стать развитие таких ППП ребёнка, как мышление, восприятие, память, коррекция и развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие познавательной, регулирующей и коммуникативной функций речевой деятельности, коррекция звуковой и слоговой структуры слова, звукопроизносительных нарушений (коррекция звукового произношения звуков), немаловажным является развитие грамматики. Важным ориентиром в рассматриваемом возрасте должна стать корректировка навыка письма, чтения. В процессе работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в первую очередь необходимо развитие сенсомотрики как психофизической основы речевого развития. Для этого необходимо развивать общую моторику, на каждом занятии предлагать для выполнения и заучивания физминутки на разные темы, что также поможет формировать чувство ритма; для развития мелкой моторики на каждом занятии предлагать также для заучивания и выполнения игры с мячиком Су-джок, с массажными мячиками, игры с прищепами и игры с пальчиками; особенно дети любят играть с массажными мячиками и прицепками: катать, сжимать мячики под сопровождение стихотворением, любят конструировать из прищепок солнышко, ежика, елочку, а также любят придумывать и собирать из прищепок, могут собрать, например, «Робоняню»; для развития мелкой моторики в качестве домашних заданий предлагать прописывание букв, обведение по контуру, всевозможные раскраски. Для развития артикуляционной моторики на каждом занятии и для выполнения дома предлагать артикуляционные упражнения, которые лучше группировать в зависимости от групп нарушенных звуков. Важно также использовать игры для развитие зрительного и слухового восприятия и памяти, а также внимания: можно предложить, например, сложить картинку из счетных палочек по образцу, сложить картинку по схеме или образцу, дать для выполнения инструкцию, состоящую из двух или трех действий, можно предложить от двух до пяти слов для повторения (при работе с детьми с ЗПР лучше с наглядной опорой) и другие. В последующем речевой материал должен усложняться, например, для различения смешиваемых фонем можно предложить подобрать слова с определённым звуком или подобрать картинки с определенным звуком, можно предложить разделить картинки, в названии которых есть смешиваемые звуки и другие игры, для этого можно предложить составить, например, слово из букв, для облегчения выполнения задания можно использовать магнитные буквы или карточки с написанными на них буквами. Такие словесные игры, как «На почте», «Сходства и отличия»; например, игру «Что бывает зелёное?» дети выполняют с удовольствием: для этой игры можно предложить выбрать и назвать картинки с изображением предметов зеленого цвета, можно предложить выбрать и назвать картинки с теми предметами, которые могут быть зелеными. Такие словесные игры, связанные с оценкой и описанием предметов, изображений предметов помогут ребенку пополнить и активизировать словарный запас, а также поддержать познавательную активность ребёнка. Далее игры можно усложнить - предложить описать предмет по памяти, отгадать или даже придумать загадки, важно не забывать упражнения на словообразование и словоизменение, закрепление материала по которым можно предложить в качестве домашней работы; интересным является задания на образование отчеств, предшествовать этому заданию должна работа по анализу образования отчества самого ребенка, его родителей, после можно предлагать и другие мужские имена для образования отчества. Упражнения на подбор синонимов, антонимов, паронимов, образование однокоренных слов помогут ребёнку пользоваться своей речью сознательно, этому будут способствовать игры с предложениями – сравнение предложений с опорой на схему, предложений с разной интонацией, можно предложить придумать предложение с определенным словом или по схеме, или с использованием двух-трех данных слов. В работе с детьми с ЗПР важно логопеду комментировать свои действия и действия ребёнка, что приведёт к осознанию ребёнком смысла и важности, особенностей сопровождения действий речью, затем к сопровождению ребёнком речью своих действий, затем и действий логопеда и других детей, а в дальнейшем и к словесной регуляции своих действий и регуляции действий другого человека; такие задания помогут ребёнку научиться рассказывать о предстоящей работе, планировать ход действий своей работы, а также подводить словесный итог работы. В процессе использования выше указанных приемов, игр и упражнений с детьми с ЗПР нужно использовать не только предметы-заместители, но и реальные предметы или наглядные модели, это будет повышать интерес ребёнка к занятию, а также активизировать его речевую и познавательную деятельность; важно использование такой направляющей помощи, как наглядность, простые инструкции, которые в дальнейшем можно усложнять, анализ допущенных детьми ошибок, а затем и самоанализ. Необходимо создать эмоционально - положительный фон деятельности ребёнка с ЗПР и логопеда; логопед должен стремиться так организовать занятие, чтобы максимально активизировать ребёнка и создать положительную мотивацию. Работая с ребёнком с ЗПР младшего школьного возраста логопед должен обращать внимание на фонетико-фонематическую, лексическую и грамматическую стороны речи, то есть формировать речь ребёнка в системе и с учетом особенностей речевых нарушений и с учетом нарушений психофизического развития этих детей.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 395 | Добавил: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 6
avatar
0
1 geebnatalja • 06:12, 20.02.2019
Екатерина Юрьевна, спасибо за представленный материал. Ответьте на вопрос: "Что значит ваше сокращение в тексте "ППП ребёнка"?
avatar
2 korolevaeyu • 21:32, 20.02.2019
Наталья Николаевна, под сокращением "ППП ребенка"подразумевается "психические познавательные процессы". У детей с ЗПР
в младшем школьном возрасте при нарушении речи логопедическая работа
обязательно должна быть комплексной и включать в себя развитие познавательных
психических процессов, например, развитие мышления ребёнка предполагает
развитие мыслительных операций анализа и синтеза в т.ч. слов (для этого можно
предложить ребёнку определить первый звук в слове, определить количество
гласных и согласных звуков, твердость и мягкость звуков, можно предложить
назвать место заданного звука в слове, также можно предложить составить слово
из заданных звуков или букв, заменить первый звук в слове и получить новое
слово и другие).
avatar
0
3 geebnatalja • 05:28, 21.02.2019
Спасибо, Екатерина Юрьевна. Хочу еще раз акцентировать внимание на том, что при трансляции опыта работы важно раскрывать все сокращения в тексте, это вопрос уважения к читающим Ваш материал.
avatar
6 korolevaeyu • 21:01, 24.02.2019
Здравствуйте, Ваше замечание приму к сведению.
avatar
4 MK • 12:44, 21.02.2019
Екатерина Юрьевна, поясните, пожалуйста, аббревиатуру "МКБ -10".
avatar
5 korolevaeyu • 05:54, 23.02.2019
МКБ – 10  -международная классификация болезней десятого пересмотра. МКБ – 10 является
нормативным документом, содержащим классификацию медицинских диагнозов;
является разработанным Всемирной организацией здравоохранения.
avatar