Главная » 2019 » Февраль » 25 » Приемы коррекции фонематической стороны речи детей с ОВЗ, имеющими ТНР, с помощью компьютерной технологии коррекции общего недоразвития реч
04:59
Приемы коррекции фонематической стороны речи детей с ОВЗ, имеющими ТНР, с помощью компьютерной технологии коррекции общего недоразвития реч
Приемы коррекции фонематической стороны речи детей с ОВЗ, имеющими ТНР, с помощью компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
Грошева Елена Николаевна,
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №18
имени Героя Советского Союза В.А. Гнедина»

Введение
В настоящее время одной из актуальных задач логопеда в школе является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей младшего школьного возраста. При диагностировании младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются: - отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), -несформированность речевых и неречевых психических функций, - учебная деятельность отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, -сниженная работоспособность, -затруднения в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами, - трудности в организации произвольной деятельности, -низкий уровень самоконтроля и мотивации, - ослабление памяти. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Оптимальному решению данной задачи способствует специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» для детей младшего школьного возраста от 7 до 8 лет. Приемы коррекции фонематической стороны речи детей с ОВЗ, имеющих ТНР с использованием компьютерной технологии коррекции ОНР «Игры для Тигры» Данная компьютерная технология включает упражнения, которые направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста. Она состоит из четырех модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез». Модуль «Звуки» Упражнения модуля позволяют работать над развитием неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для формирования и развития фонематического слуха. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает проводить работу по развитию неречевого слухового гнозиса в следующей последовательности: - развитие слухового внимания, определение и дифференциация звучания музыкальных инструментов, - определение и дифференциация звучания голосов животных, - дифференциация звучания одного и того же звука с различной интонационной и эмоциональной окраской. Модуль включает в себя четыре упражнения: 1) «Музыка» - позволяет развивать неречевой гнозис на основе звучания музыкальных инструментов, а также слуховое и зрительное внимание и восприятие. Ребенку предлагается прослушать звучание представленных музыкальных инструментов. Для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка в момент звучания их изображение выделяется на экране подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудио информации, предоставляемой с помощью компьютера. Затем звучит один из музыкальных инструментов. Ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал в данный момент. Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка, и в подтверждение правильного выбора контур подсвечивается. Если нет, то советует повторить попытку. 2) «Цирк» - позволяет развивать неречевой слуховой гнозис на основе звучания голосов животных, слуховое и зрительное внимание и восприятие. Дополнительной ассоциативной опорой при выполнении задания служит прямая зависимость между размером циркового фургона и тональностью звучания голосов животных. 3) «Звук «А», «Звук «О» - позволяет развивать неречевой слуховой гнозис, работать над интонационной выразительностью речи. Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны предыдущим. Модуль «Слова» Упражнения модуля направлены на развитие способности выделения заданного звука на материале слов. Кроме того, они могут использоваться при коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для расширения объема пассивного словаря, развития словесно-логического мышления детей. Модуль состоит из четырех упражнений: 1) «Звуковые часы» - позволяет работать над формированием понимания смыслоразличительных признаков фонем на материале слов-паронимов, расширением пассивного словаря. При запуске упражнения стрелка на циферблате звуковых часов приходит в движение, а затем останавливается на одной из картинок. Далее в окошках правой части экрана появляются три картинки, одна из которых является парной для выпавшей. Ребенку необходимо выбрать картинку, название которой является парной по звучанию для выпавшей. 2) «Четвертый лишний» - позволяет работать над развитием способности выделения заданного звука на материале слов, содержащих оппозиционные звуки – по принципу его наличия (отсутствия) в слове, может использоваться на этапе автоматизации дефектных звуков. В процессе выполнения заданий данного упражнения ребенку необходимо произвести операции классификации слов по заданному признаку, что способствует развитию словесно-логического мышления у детей. Ребенок должен указать, какая из предложенных картинок лишняя, то есть не содержит заданный звук. 3) «Животные» - позволяют работать над развитием способности выделения заданного звука на материале слов, расширением объема пассивного словаря по теме «Животные», может использоваться на этапе дифференциации звуков. Ребенку необходимо распределить предлагаемые картинки на две группы в соответствии с признаком наличия или отсутствия заданных звуков, близких по способу и месту образования. 4)«Одежда» - позволяет работать над развитием способности выделения заданного звука на материале слов, расширением пассивного словаря ребенка по теме «Одежда», может использоваться на этапе дифференциации звуков. Процесс выполнения упражнения аналогичен предыдущему. Модуль «Анализ» Упражнения модуля позволяют организовать работу по формированию и развитию навыков звукового анализа у детей младшего школьного возраста, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков, подготовке к обучению грамоте, развитию словесно-логического мышления. Модуль включает в себя два упражнения: 1) «Поезд» - позволяет работать над формированием и развитием навыков звукового анализа, а так же автоматизацией звуков речи в словах. Задания упражнения направлены на определение положения звука в слове по отношению к другим – ребенку необходимо определить, в какой части слова находится звук и поместить его картинку в соответствующее окошко вагона. 2) «Составь слово» - позволяет работать над формированием и развитием навыков звукового анализа, а также словесно-логического мышления. Ребенку предлагается определить первые звуки в названиях предъявляемых картинок и составить из них слово. После выполнения задания рекомендуется предложить определить количество букв и слогов в полученном слове, провести его звуковой анализ. Модуль «Синтез» Упражнения модуля позволяют работать над формированием и развитием навыков звукового анализа и синтеза у детей. В процессе выполнения упражнений ребенку необходимо расположить предложенные буквы, заключенные в мыльных пузырях, в нужном порядке, чтобы получилось слово- название картинки. Изображение частично спрятано под кляксой на мольберте. По мере выполнения задания клякса уменьшается, подтверждая правильность выбранного порядка букв. В результате использования в работе данной компьютерной технологии мы наблюдаем следующие результаты: 1. У детей с ТНР младшего школьного возраста значительно повышается мотивация к занятиям. 2. Создается благоприятная психологическая атмосфера. 3. Повышается эффективность коррекции речи. 4. Наиболее успешно развиваются коммуникативные навыки детей. Таким образом, можно рекомендовать для использования в коррекционной логопедической работе компьютерную технологию коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 337 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 geebnatalja • 12:35, 26.02.2019
Спасибо за представленный материал.
avatar
0
2 geebnatalja • 12:42, 26.02.2019
Елена Николаевна, поясните в чем ваше достижение и ваш опыт в представленном материале, учитывая, что уникальность представленного материалы чуть выше 5 %.
avatar