Главная » 2019 » Февраль » 27 » Практика использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
13:01
Практика использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Практика использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Пиреева Ольга Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2» 
Оказание поддержки и помощи в обучении и развитии детям-инвалидам и детям с ОВЗ – являются важнейшими задачами, которые стоят перед каждой ОО. В условиях личностно – ориентированного подхода к обучающимся с ОВЗ педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение их образовательных потребностей. Говоря об инклюзии, мы говорим о готовности ОО к самоизменению. Эти касается школьной культуры, системы отношений участников образовательного процесса, тесного сотрудничество педагогов, специалистов, родителей в работе с ребенком. На сегодняшний день в МАОУ «СОШ № 2» г. Калтан обучается 6 детей с ОВЗ, 10 детей-инвалидов и 3 из них – дети-инвалиды с ОВЗ. Прежде, чем приступить к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, необходимо провести диагностическую работу, которая начинается с первого дня обучения. Педагог наблюдает за учеником, выявляя особенности его развития. Причинами для подбора особых форм, методов и средств обучения могут быть: - ребенок затрудняется в ответе на простые вопросы (приходится дробить вопрос на несколько, объяснять смысл каждого); - недостаточная активность и самостоятельность, отсутствие познавательного интереса; - нарушение звукопроизношения, отсутствие связной речи (ребенку сложно сформулировать предложения и даже словосочетания); - тремор при письме (хотя ребенок неплохо списывает буквы, слоги, слова по образцу); - ребенок испытывает трудности в изучении, запоминании букв. Тогда мною и придуман был тренажер «Ромашка» в бумажном и электронном виде по основным учебным предметам, где я, в первую очередь, ориентировалась на индивидуальные способности детей с особыми образовательными потребностями. Для себя на данном этапе работы поняла, что в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной среде следует учитывать некоторые правила: - необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся; - недопустим период утомления детей (предполагается чередование умственной и практической деятельности, материал предлагается небольшими дозами, практикуется использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); - использование методов, развивающих устную, письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки учащихся; - использование приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся; - поощрение за успехи, развитие в ребенке веры в собственные возможности и силы. Именно на это рассчитан разработанный мной тренажер «Ромашка». Подача материала предполагает воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ через игровые ситуации, дидактические игры, тренинги. Здесь нужно учитывать подачу материала. Обучение предполагается без принуждения, основанное на доверии. Задание находится в зоне умеренной трудности, доступно, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Необходимо соблюдать поэтапное разъяснение заданий, их последовательное выполнение, систематическое повторение инструкции к выполнению заданий, предоставлять аудио-визуальные технические средства обучения, использовать в работе смену видов деятельности, предварительно обеспечив подготовку к смене вида деятельности. В коррекционной работе предусматривается использование упражнений с минимальным заполнением, упражнений с пропущенными буквами, словами. Особое значение придается при работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы. Необходимо после каждого нового учебного материала проверять: понял ли его ребенок? Для этого рекомендуется посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю. Оценивание успехов ребенка с ОВЗ следует в соответствии с затраченными усилиями с использованием системы оценок достижений. Считаю необходимым работать над приемами, направленными на формирование положительной мотивации к обучению со стороны всех участников инклюзивного обучения. Для того чтобы увлечь детей, необходимо разнообразить их деятельность. Когда задания выполняются с интересом, осуществляется системно-деятельностный подход. Особенность в том, что при благоприятном течении образовательного процесса дети с ОВЗ, наряду с другими обучающимися, стремятся самостоятельно получать знания. При работе с тренажером «Ромашка» выполняем различные задания, учитываем наше настроение с помощью цвета (рис 1). Данные пособия универсальны. Их можно использовать на любом этапе урока. Разнообразие и уровень сложности заданий выбирает учитель, основываясь на заключении ПМПК. В итоге, работая над развитием, например, фонематического слуха у детей с ОВЗ, мы можем работать со всем классом. «Ромашки» можно раздать по одной на парту, затем дети начинают работать в парах, что объединяет, создается благоприятная атмосфера в классе. После того, как дети проработали данный материал, учитель точечно опрашивает учащихся. Акцент ведется на детей с ОВЗ. Однако такая работа не предусматривает ежедневного использования. Одна из причин состоит в том, что данный подход должен вызывать положительные эмоции, а частые однообразные опросы утомляют. Универсальность памятки «Ромашки» состоит и в том, что ее мы можем перенести на экран (рис. 2). Занимательный интерактивный образовательный прием позволяет учитывать потребности ученика, осуществлять адресную корректировку знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, самостоятельность, ученик анализирует собственную деятельность. Этот прием подходит для разных возрастных категорий, учебных предметов и тем. Одна из особенностей данного приема заключается в том, что «Ромашку» можно также использовать при обучении детей инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Каждый из нас может изменить мир, раскрасив его в цвета радуги!
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 443 | Добавил: | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 0
avatar