09:13 Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВА ИГР В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель-логопед: С. Н. Аполонская
Актуальность. Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. И с самого первого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является аква игры. Именно поэтому мы в нашем детском саду обратились к этой форме работы. Итак, игры детей с водой. … В чём же их особая ценность?Акваигры – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения. Акваигры применяют в коррекционной работе с детьми, при задержке психомоторного развития, неврологические отклонения, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения, а так же имеющими различные речевые нарушения. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 1. Дефицит внимания; 2. Низкий уровень развития самоконтроля. 3. Низкий уровень познавательной активности. 4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность. 5. Особенности зрительно-пространственного восприятия. 6. Низкий уровень мотивации к обучению. Вот поэтому эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Акваигры используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема. Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды; определение игровой деятельности ведущей в дошкольном возрасте. Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, работоспособности детей на занятиях, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и акваигры являются одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия. Проводя коррекционную работу по развитию речи со старшими дошкольниками активно использую акваигры эти игры естественны, интересны детям и все умения навыки и знания, которым мы учим воспитанников, усваиваются быстрее. Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни». Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации. Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Для детей, у которых низкий уровень развития речи, ёмкость с водой становится, по нашему мнению, своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности. Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Целью работы является Повышение эффективности коррекционно- развивающей работы со старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи. -Развивать и совершенствовать общую, ручную и артикуляционную моторику; -Развивать психические процессы; -Формировать произносительные умения и навыки; - Автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, слогах, словосочетаниях, связной речи. Игры с водой активно использовались в коррекционной работе, естественно и органично включались в образовательный процесс и в различные виды деятельности в течение дня в различных формах: - подгрупповые занятия; - индивидуальная работа; - в свободной деятельности детей, по их желанию. При выборе игр педагогам необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка. На разных этапах коррекционной работы и в зависимости от поставленных задач, использовались следующие варианты игр: игры в объемном пространстве (стол для игры с водой, тазы, игрушечный бассейн); игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к оргстеклу для создания плоскостных композиций; игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины). Взаимодействие с родителями. Доступность и простота игр с водой позволила привлечь родителей к активному взаимодействию в коррекционной работе. Был разработан план мероприятий с родителями, который способствовал эффективности коррекционной работы, многократного повторения не только в условиях ДОУ, но и дома. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ. Экспериментальная работа проходила в условиях тесного взаимодействия сотрудников МБДОУ. Воспитатели осуществляли воздействие в ходе режимных моментов, коррекционного часа. Так осуществлялась системная и планомерная работа по речевому развитию со старшими дошкольниками. Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников. Из диаграммы видно, что данный метод работы дает высокие результаты. Таким образом, систематическое применение акваигр, способствовало значительному повышению эффективности коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Ценно то, что и в самостоятельных играх дети включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального мышления и интеллекта. Данный метод дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Картотека акваигр: 1. Игра «Найди заданный звук в слове» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д. 2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них. 3. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква? 4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры: собери в воде бусы. 5. Игра «Выложи букву» Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками. 6. Игра «Выложи слово» Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые. Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне. 7. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных) Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку. 8. Игра «Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон). 9. Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве) Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д. 10. Игра «Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин. 11. Игра «Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс. 12. Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки. Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. 13. Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки. Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал? 14. Игра «Пальчиковые игры» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде. 15. Игра «Ракушки» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек. 16. Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки Ход игры: достань и выжми губку 17. Игра «Непроливайки» Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина. 18. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил. 19. Игра «Моем посуду» Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду. 20. Игра «Дед Мазай и зайцы» Оборудование: ёмкость с водой, картина Дед Мазай и зайцы, пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика «обплыть» все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие. |
|
Всего комментариев: 9 | |
| |