14:28 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной огрганизации |
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации
Андронова Светлана Фёдоровна,
педагог-психолог МАДОУ ЦРР-Детский сад "Планета детства" Среди воспитанников МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» выявлены дети, имеющие задержку психического развития. У большинства из них задержка обусловлена тяжёлыми нарушениями речи и является сопутствующим нарушением, либо отягощена наследственным фактором. Но есть и такие дети, у которых отмечаются стойкие нарушения интеллектуального развития, требующие длительной комплексной коррекционной работы различных специалистов. Свою коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком с ЗПР я строю, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выявленные на диагностическом этапе работы и тяжести нарушения. Также я определила общие формы и методы работы, которые позволят мне добиться оптимального коррекционного воздействия. Основной формой работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Коррекционные занятия с каждым ребенком я провожу 2 раза в неделю в первой половине дня, длительностью 25-30 минут. С детьми, имеющими стойкие нарушения, занятия проводятся ежедневно. Такие занятия имеют определённую структуру и состоят из трех частей:Ритуал приветствия. Основная часть. Заключительная часть. 1. Ритуал приветствия в сочетании с психогимнастическими упражнениями, которые проводятся с целью создания хорошего настроения, установления эмоционального контакта и позитивного настроя на совместную деятельность, повышения активности ребенка. Кроме того, для активизации работы головного мозга, синхронизации межполушарного взаимодействия здесь я также использую комплексы упражнений биоэнергопластики (например, «фонарики», «лодочка», «пароход», «деревья» и др.) и кинезиологии («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»). Для снятия мышечных зажимов обязательно включаю упражнения с чередованием техник напряжения и расслабления («Солдат и тряпичная кукла», «Яблоня», «Семечко»). Такие упражнения способствуют снятию эмоциональной напряженности, улучшают зрительно-моторную координацию, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы, формированию произвольности и активизации мыслительной деятельности, подготавливая к дальнейшей работе с ребенком. 2. Основная часть. Здесь я провожу два-три игровых упражнения, направленные, в зависимости от цели, на развитие какой-либо одной психической функции (внимания, памяти, восприятия), и одну-две комплексные развивающие дидактические игры на развитие других психических процессов. При выполнении упражнений необходимо учитывать тот факт, что дети , имеющие нарушения в развитии, зачастую нуждаются в многократном повторении, и чтобы освоить определённый способ деятельности им нужно совершить достаточное количество «проб и ошибок». Поэтому большинство заданий я даю несколько раз, чтобы у ребенка была возможность совершать действия неоднократно в одних и тех же условиях. Вследствие интеллектуальной недостаточности, сложные инструкции детям с ЗПР недоступны и некоторые задания я дроблю, делю на части, предъявляя постепенно, поэтапно. Например, вместо инструкции «Раздели предметы на группы» я проговариваю инструкцию, адаптируя под восприятие ребёнка: «Посмотри. Здесь нарисованы картинки. Какие картинки ты знаешь? Что это за картинка? А это? (перечислить все картинки). Какие картинки из одной семьи? Как эту семью мы назовём?.. ». Так как одной из важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики, в основную часть каждого занятия я обязательно включаю упражнения с использованием массажёров («Су-джок» «Колечко», «Ёжик»). Эффективны также игры с мелкими предметами, прищепками, шнуровки, застёгивание расстегивание пуговиц, кнопок, завинчивание и развинчивание крышек, нанизывание бус, переборку круп. 3.Заключительная часть. На этом этапе занятий я включаю задания с использованием элементов продуктивной деятельности ребенка: рисования, лепки, аппликации. Это также могут быть игры с песком, игры на базе конструктора «Лего», выкладывание мозаики. Особо зарекомендовали себя игры на прозрачном мольберте, которые вызывают у детей огромный интерес и обладают колоссальным развивающим эффектом. С использованием этой технологи в своей работе я хочу остановиться подробнее. Результативно зарекомендовали себя игры на прозрачном мольберте, которые вызывают у детей огромный интерес и обладают колоссальным развивающим эффектом. «Прозрачный мольберт» - это инновационная технология, основное назначение которой - развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования. Но я хочу отметить возможности использования прозрачного мольберта в работе педагога-психолога, в том числе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом, которое находится на уровне глаз ребенка. Работать на прозрачном мольберте можно вместе с педагогом, в парах с другими детьми, что очень важно, т.к. дети, имеющие проблемы в развитии ( с ЗПР) зачастую не могут и не умеют конструктивно взаимодействовать со сверстниками. Кроме развития творческих способностей, самовыражения ребенка, игры на прозрачном мольберте способствуют развитию межполушарных связей, развитию психических функций, тактильных ощущений, пространственно-логического мышления, формированию пространственных представлений, активизации зрительно-моторной координации, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков. Таким образом, у детей стимулируется познавательная активность, они получают положительные эмоции, радость, удовольствие при совместном игровом взаимодействии с педагогом или сверстником. При работе с детьми с ЗПР на прозрачном мольберте игры и упражнения можно изменять и усложнять в зависимости от поставленных задач, а также можно предлагать ребенку самому придумывать правила игры. Детям очень нравятся такие упражнения, как: «Догони ладошку», где с одной стороны прозрачного мольберта педагог или ребенок прикладывает ладонь к стеклу (в разных направлениях), а с другой стороны ребенок «ловит» ладошки через стекло; «Художник», где ребенок на стекле рисует лицо сидящего напротив ребенка; «Обведи по контуру» - ребенок обводит пальчиком (кистью, маркером) контур картинки, закреплённой с другой стороны мольберта; «Соедини по точкам» - провести линии через точки контурного изображения предметов и т.д. Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР показывают положительную динамку в развитии. Воспитатели отмечают, что дети стали активнее на занятиях и общении со сверстниками, внимание – более устойчивым, преобладает положительный эмоциональный фон. Таким образом, при эффективном психолого-педагогическом сопровождении в условиях дошкольного образовательного учреждения, у детей, имеющих ЗПР, отмечается положительная динамика в усвоении умений и навыков, развитии психических функций, а также, что не менее важно, возрастает способность к обучению. |
|
Всего комментариев: 26 | |
| |