Главная » 2019 » Февраль » 21 » Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной огрганизации
14:28
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной огрганизации
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации
Андронова Светлана Фёдоровна,
педагог-психолог
МАДОУ ЦРР-Детский сад "Планета детства"

Среди воспитанников МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» выявлены дети, имеющие задержку психического развития. У большинства из них задержка обусловлена тяжёлыми нарушениями речи и является сопутствующим нарушением, либо отягощена наследственным фактором. Но есть и такие дети, у которых отмечаются стойкие нарушения интеллектуального развития, требующие длительной комплексной коррекционной работы различных специалистов.
Свою коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком с ЗПР я строю, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выявленные на диагностическом этапе работы и тяжести нарушения. Также я определила общие формы и методы работы, которые позволят мне добиться оптимального коррекционного воздействия. Основной формой работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционные занятия с каждым ребенком я провожу 2 раза в неделю в первой половине дня, длительностью 25-30 минут. С детьми, имеющими стойкие нарушения, занятия проводятся ежедневно. Такие занятия имеют определённую структуру и состоят из трех частей:Ритуал приветствия. Основная часть. Заключительная часть.
1. Ритуал приветствия в сочетании с психогимнастическими упражнениями, которые проводятся с целью создания хорошего настроения, установления эмоционального контакта и позитивного настроя на совместную деятельность, повышения активности ребенка.
Кроме того, для активизации работы головного мозга, синхронизации межполушарного взаимодействия здесь я также использую комплексы упражнений биоэнергопластики (например, «фонарики», «лодочка», «пароход», «деревья» и др.) и кинезиологии («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос»). Для снятия мышечных зажимов обязательно включаю упражнения с чередованием техник напряжения и расслабления («Солдат и тряпичная кукла», «Яблоня», «Семечко»). Такие упражнения способствуют снятию эмоциональной напряженности, улучшают зрительно-моторную координацию, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы, формированию произвольности и активизации мыслительной деятельности, подготавливая к дальнейшей работе с ребенком.
2. Основная часть. Здесь я провожу два-три игровых упражнения, направленные, в зависимости от цели, на развитие какой-либо одной психической функции (внимания, памяти, восприятия), и одну-две комплексные развивающие дидактические игры на развитие других психических процессов.

При выполнении упражнений необходимо учитывать тот факт, что дети , имеющие нарушения в развитии, зачастую нуждаются в многократном повторении, и чтобы освоить определённый способ деятельности им нужно совершить достаточное количество «проб и ошибок». Поэтому большинство заданий я даю несколько раз, чтобы у ребенка была возможность совершать действия неоднократно в одних и тех же условиях.

Вследствие интеллектуальной недостаточности, сложные инструкции детям с ЗПР недоступны и некоторые задания я дроблю, делю на части, предъявляя постепенно, поэтапно. Например, вместо инструкции «Раздели предметы на группы» я проговариваю инструкцию, адаптируя под восприятие ребёнка: «Посмотри. Здесь нарисованы картинки. Какие картинки ты знаешь? Что это за картинка? А это? (перечислить все картинки). Какие картинки из одной семьи? Как эту семью мы назовём?.. ».

Так как одной из важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики, в основную часть каждого занятия я обязательно включаю упражнения с использованием массажёров («Су-джок» «Колечко», «Ёжик»). Эффективны также игры с мелкими предметами, прищепками, шнуровки, застёгивание расстегивание пуговиц, кнопок, завинчивание и развинчивание крышек, нанизывание бус, переборку круп.
3.Заключительная часть. На этом этапе занятий я включаю задания с использованием элементов продуктивной деятельности ребенка: рисования, лепки, аппликации. Это также могут быть игры с песком, игры на базе конструктора «Лего», выкладывание мозаики. Особо зарекомендовали себя игры на прозрачном мольберте, которые вызывают у детей огромный интерес и обладают колоссальным развивающим эффектом. С использованием этой технологи в своей работе я хочу остановиться подробнее.
Результативно зарекомендовали себя игры на прозрачном мольберте, которые вызывают у детей огромный интерес и обладают колоссальным развивающим эффектом. «Прозрачный мольберт» - это инновационная технология, основное назначение которой - развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Но я хочу отметить возможности использования прозрачного мольберта в работе педагога-психолога, в том числе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом, которое находится на уровне глаз ребенка. Работать на прозрачном мольберте можно вместе с педагогом, в парах с другими детьми, что очень важно, т.к. дети, имеющие проблемы в развитии ( с ЗПР) зачастую не могут и не умеют конструктивно взаимодействовать со сверстниками.
Кроме развития творческих способностей, самовыражения ребенка, игры на прозрачном мольберте способствуют развитию межполушарных связей, развитию психических функций, тактильных ощущений, пространственно-логического мышления, формированию пространственных представлений, активизации зрительно-моторной координации, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, у детей стимулируется познавательная активность, они получают положительные эмоции, радость, удовольствие при совместном игровом взаимодействии с педагогом или сверстником.
При работе с детьми с ЗПР на прозрачном мольберте игры и упражнения можно изменять и усложнять в зависимости от поставленных задач, а также можно предлагать ребенку самому придумывать правила игры. Детям очень нравятся такие упражнения, как: «Догони ладошку», где с одной стороны прозрачного мольберта педагог или ребенок прикладывает ладонь к стеклу (в разных направлениях), а с другой стороны ребенок «ловит» ладошки через стекло; «Художник», где ребенок на стекле рисует лицо сидящего напротив ребенка; «Обведи по контуру» - ребенок обводит пальчиком (кистью, маркером) контур картинки, закреплённой с другой стороны мольберта; «Соедини по точкам» - провести линии через точки контурного изображения предметов и т.д.
Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР показывают положительную динамку в развитии. Воспитатели отмечают, что дети стали активнее на занятиях и общении со сверстниками, внимание – более устойчивым, преобладает положительный эмоциональный фон.
Таким образом, при эффективном психолого-педагогическом сопровождении в условиях дошкольного образовательного учреждения, у детей, имеющих ЗПР, отмечается положительная динамика в усвоении умений и навыков, развитии психических функций, а также, что не менее важно, возрастает способность к обучению.
Приложение
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 733 | Добавил: Angel | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 26
avatar
1 MK • 07:29, 22.02.2019
Светлана Федоровна, можно подробнее о результатах коррекции и положительной динамике?
avatar
2 Angel • 12:40, 22.02.2019
Благодарю за вопрос!
Хочу сразу отметить, что о результатах коррекционной работы с детьми, имеющими
задержку психического развития, говорить слишком рано. Это достаточно
длительный процесс. Ведь отставание в психическом развитии преодолевается тем
успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей с ЗПР. Также большую роль здесь играет органика, которую, к сожалению, не всегда определяют
специалисты, т.к. медицинское вмешательство при определённых показаниях на
ранних этапах развития ребенка даёт толчок для эффективного коррекционного
воздействия на нарушенные функции.Один из воспитанников, имеющий  глубокие нарушения интеллектуального развития, поступил к нам в возрасте 6 лет 7 месяцев. Поэтому и  коррекционно-развивающая работа с ребенком началась достаточно поздно. Тем менее, уже сейчас мы можем говорить о некоторой положительной динамике развития. Надо отметить, что общий уровень психического развития ребенка был намного ниже возрастного уровня, соответствуя младшему возрасту. На первый план выступала недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с незрелостью высших психических функций, нарушениями памяти, функциональной недостаточностью восприятия, плохой координацией движений, грубым недоразвитием речи. Ребенок не владел сенсорными эталонами, навыками счёта, простейшими сведениями об окружающем мире (не мог назвать или показать называемый педагогом предмет, картинку). Речь отличалась неразборчивостью с использованием первого слога слова или набора звуков, не имеющих сходства с объектом, на которое направлены звуки. К занятиям интерес полностью отсутствовал. Игровая деятельность носила однообразный характер манипуляций с игрушками. К сюжетно-ролевым играм со

сверстниками проявлял безразличие и нежелание включаться в игровое
взаимодействие. Наблюдались трудности в регуляции поведения, гиперактивность, трудности социализации (нарушение социального взаимодействия вследствие эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости). Навыками самообслуживания владел слабо.
Какова же динамика развития ребенка? В результате совместной проводимой коррекционно-развивающей работы специалистов ДОУ у ребенка отмечается положительная динамика в развитии:
ребенок стал проявлять интерес к объектам окружающего мира, появилась
разборчивая речь, появилось  подобие рефлекса «что такое», когда при заинтересовавшем ребенка предмете он задаёт
вопрос «что это такое», научился различать и называть основные цвета (красный,
жёлтый, зелёный, синий), группировать предметы по цвету, величине (большой,
маленький), овладел навыками счёта в пределах пяти (может с помощью педагога
считать до десяти),  различает и называет предметы ближайшего окружения, повторяет за педагогом слова и простые
предложения, в речи исчезли слова, состоящие из набора звуков. Появился интерес
к занятиям, может сосредотачиваться на деятельности в течение некоторого
времени. Игровые действия с предметами носят более разнообразный характер, простая
манипуляция с предметами (постучать, бросить, погреметь)  сменилась на узнавание функции предметов(например, машинку не только покатать, но и разобрать, собрать, привезти груз и
т.д.). Изменилось отношение со сверстниками: появился интерес в игровом
взаимодействии, появились дружеские отношения с некоторыми ребятами, стал
делиться игрушками или ждать очереди, если нужна игрушка, с которой играет
кто-то другой.  Овладел навыками самообслуживания(самостоятельно одевается и раздевается, старается аккуратно принимать пищу). У
ребенка наблюдается положительный эмоциональный фон, исчезли аффективные
вспышки.
Дать какой-либо прогноз относительно дальнейшего развития детей с ЗПР, посещающих наше ДОУ, мы не можем. В первую очередь, мы стараемся создать для детей с особыми возможностями здоровья благоприятный эмоциональный микроклимат, индивидуальное сопровождение в специально
организованных формах и методах работы, исходя из специфики нарушения. Тем не
менее, сдвиги в развитии наблюдаются и мы надеемся, что дальнейшая работа повысит
уровень развития детей данной категории.
avatar
3 olganeugodova • 07:24, 26.02.2019
Огромное спасибо Светлане Фёдоровне за полезный практическийматериал, за желание делиться с нами своими знаниями и наработками. Благодаря деталям
организации работы с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, по-новому
смотришь на свою работу и понимаешь, где и как лучше обратить внимание на
проблемы деток, какие методы и формы работы можно использовать для эффективного
взаимодействия с детьми с ОВЗ.
avatar
7 Angel • 09:45, 26.02.2019
Спасибо за комментарий!
avatar
4 tania-iurieava0372 • 08:04, 26.02.2019
Добрый день! Светлана Федоровна, подскажите - какие направления работы Вы ведёте с детьми ЗПР в Вашем образовательном учреждении?
avatar
8 Angel • 09:47, 26.02.2019
Спасибо за вопрос!В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическоесопровождение детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, включает оздоровительное направление (физическое благополучие,рациональный режим дня, оптимальный двигательный режим),  развитие сенсорной и моторной сферы,развитие познавательной деятельности (коррекция и компенсация нарушений развития всех психическихпроцессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи), развитие
эмоциональной сферы (умение понимать эмоции другого человека, адекватно
проявлять и контролировать свои эмоции и чувства), и, конечно, формирование видов деятельности, свойственныхвозрастному этапу ребенка (игровой, продуктивных видов – рисования, конструирования,общения, подготовка к учебной и трудовой деятельности и др.). Направления ведутся
в тесной взаимосвязи со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом,
музыкальным руководителем, педагогом по изобразительной деятельности, инструктором
по физической культуре) и воспитателями.
avatar
9 tania-iurieava0372 • 10:13, 26.02.2019
Спасибо за содержательный ответ!
avatar
5 Люба • 09:16, 26.02.2019
Светлана Федоровна, спасибо за очень важный материал! Многое можно использовать в своей работе с детьми с ЗПР. Особенно меня заинтересовала работа в парах на прозрачном мольберте. Увлекательно и доступно.
avatar
11 Angel • 11:33, 26.02.2019
Благодарю Вас за комментарий! Ваше мнение очень важно!
avatar
6 Angel • 09:41, 26.02.2019
Ответ для tania-iurieava0372
В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, включает оздоровительное направление (физическое благополучие,рациональный режим дня, оптимальный двигательный режим),  развитие сенсорной и моторной сферы,развитие познавательной деятельности (коррекция и компенсация нарушений развития всех психических процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи), развитие эмоциональной сферы (умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства), и, конечно, формирование видов деятельности, свойственных возрастному этапу ребенка (игровой, продуктивных видов – рисования, конструирования,общения, подготовка к учебной и трудовой деятельности и др.). Направления ведутся в тесной взаимосвязи со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре) и воспитателями.
avatar
10 pmar1 • 11:21, 26.02.2019
Добрый день! Светлана Федоровна,  в чем заключается сопровождение детей с ЗПР в вашем ДОУ?
avatar
12 Angel • 11:46, 26.02.2019
Добрый день! Спасибо за вопрос! В ответе для tania-iurieva0372 я изложила основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с ЗПР, в нашем ДОУ.
Хочу ещё раз уточнить, что любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности. Структура индивидуальных занятий, а также применяемые  мною формы и методы работы с детьми с ЗПР подробно описаны в моей статье.
avatar
13 evgeniiananev • 15:22, 26.02.2019
Светлана Федоровна, большое спасибо,за подробную информацию о коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР.  Это безусловно полезный практический материал, который помогает нам-воспитателям в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии. Какие формы работы мы можем использовать, на что обратить свое внимание. СПАСИБО)
avatar
16 Angel • 12:24, 27.02.2019
Спасибо Вам за комментарий!
avatar
14 natalja-putina0 • 07:32, 27.02.2019
Светлана Федоровна,в Вашей статье и комментариях достаточно подробно и понятно описана работа с детьми с ЗПР. Очень понравилась идея использования прозрачного мольберта в работе с дошкольниками. Обязательно возьму на вооружение! Спасибо)
avatar
17 Angel • 12:26, 27.02.2019
Благодарю за отзыв!
avatar
15 muzykalnyi-rukovoditel • 11:44, 27.02.2019
Здравствуйте! Очень интересный материал по работе с детьми,имеющими ЗПР. Работать с данной категорией детей действительно очень сложно. Вы
молодец! Мне понравилось использование прозрачного мольберта на занятиях,
обязательно приму к сведению! Спасибо за идею! Светлана Федоровна, подскажите, пожалуйста, как вы ведетеработу с родителями детей данной категории?
avatar
18 Angel • 13:35, 27.02.2019
Спасибо за комментарий!
Что касается взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с задержкой  психического развития.
Это на самом деле очень важный вопрос. Действительно, в качестве основного метода в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР мы выделяем работу с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью, поэтому работа педагога-психолога в общении с семьями играет здесь ведущую роль. Мы консультируем родителей детей с ЗПР, как взаимодействовать с ребенком дома: постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагогов. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Говорим о том, как важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
avatar
19 yana-ar • 14:54, 27.02.2019
Добрый день. Светлана Фёдоровна, спасибо за индивидуальный творческий почерк.Обобщение и распространения положительного опыта работы. Ваш опыт несомненно послужит повышением профессионального мастерства педагогов и, конечно, окажет положительную динамику на детей с ЗПР.Лично я, возьму его на вооружение.
avatar
23 Angel • 05:13, 01.03.2019
Спасибо за положительный отзыв!
avatar
20 Elena • 15:44, 27.02.2019
Светлана Фёдоровна, спасибо за ваш труд. Мы думали, чтовстреча с такими детьми это далёкое будущее. Но нет, в этом году и в нашей
школе появились  такие дети. Малоразработать адаптированную  программу, нужнонайти формы и методы работы. Ваш труд позволяет взять на вооружение многие  упражнения и применять в своей работе, вот ибудет преемственность не на словах, а на деле.Желаю творческих успехов.
avatar
24 Angel • 05:24, 01.03.2019
Благодарю за столь важный отзыв, который для меня имеет особую ценность, отзыв от педагога, работающего в школе! Вы, как никто другой понимаете значимость работы с детьми, имеющими ЗПР, в дошкольном возрасте. Спасибо!
avatar
21 Маруся • 15:51, 28.02.2019
Добрый вечер, СветланаФедоровна, спасибо за интересный материал. К сожалению, тема работы с детьми,
имеющими  особые образовательныепотребности является актуальной для всех специалистов образовательных
учреждений.  В настоящее время  аспект методического оснащения организации иосуществления работы с детьми данной категории разработан недостаточно полно. Поэтому
любые инновационные методы, идеи являются важными.  Особенно, если это нововведение  возможно использовать в рамках инклюзивноговоспитания и обучения детей с ОВЗ  вобразовательных учреждениях всех видов. Думаю, что интересная идея использования  пособия "Прозрачный мольберт" позволитспециалистам в более доступной и увлекательной форме преподносить детям
достаточно сложные пространственные понятия и представления, а, значит, получит
широкое применение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
avatar
25 Angel • 05:36, 01.03.2019
Действительно, очень важно находить правильные решения, которые можно с лёгкостью внедрить в практику своей работы любому педагогу. Надеюсь, идея использования прозрачного мольберта в совокупности с описанными формами работы, позволит эффективнее организовать процесс коррекции нарушенных функций у детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии.
Спасибо за подробный комментарий!
avatar
22 elchina83 • 16:39, 28.02.2019
Добрый день, Светлана Фёдоровна! В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, немалая роль отводится и родителям. Какие бы вы рекомендации дали родителям детей с ЗПР?
avatar
26 Angel • 06:23, 01.03.2019
Здравствуйте! Спасибо за вопрос.
Как я уже упоминала в комментариях, взаимодействию с семьями, воспитывающими ребёнка с ЗПР, мы придаём большое значение (как, впрочем, и работе с родителями всех воспитанников).  Но, чтобы не повторяться, с  направлением сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР,  можно познакомиться в комментарии №18, где я в целом описала свою работу.
avatar