18:20 Нейропсихологический подход в процессе коррекционной работы с учащимися ресурсного класса |
Нейропсихологический подход в процессе коррекционной работы с учащимися ресурсного класса
Романчук Ирина Геннадьевна
Введениепедагог-психолог МБОУ "СОШ №1" Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6]. Особое место в работе с детьми данной категории отводится коррекционному направлению, которое представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. .Следует отметить, что коррекционную работу с детьми необходимо отличать от традиционных форм обучения дошкольников и школьников. “Обучение – это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции – формирование функционального органа, либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу...” Коррекционная работа должна предшествовать обучению “особого” ребёнка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение” [15, с.10]. Коррекционно-развивающая работа в рамках нейропсихологии предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся:
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
Целью настоящего опыта работы является интеграция нейропсихологического подхода в коррекционной работе с детьми с ЗПР. Задачи:
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать: o органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, o конституциональные факторы, o хронические соматические заболевания, o неблагоприятные условия воспитания, o психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени: o выраженные недостатки в формировании высших психических функций, o замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, o трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР В РАМКАХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Научно-методической базой обучения в ресурсном классе может быть нейропсихологический подход к диагностике и разработке эффективных стратегий обучения. Основным документом, фиксирующим индивидуальный подход к обучению детей с ОВЗ, включая детей с ЗПР, является адаптированная основная общеобразовательная программа. Цели программы не будут достигнуты без указания путей и методов решения поставленных задач. Выбор путей и методов дол¬жен быть основан на анализе индивидуальных особенностей когнитивных процессов и поведения школьника. Наиболее эффективные методы анализа разработаны в нейропсихологии. Анализ опыта работы в коррекционных классах и общеобразовательных классах с включением проблемных детей показывает, что выявление сильных и слабых сторон ребенка и разработка стратегии помощи ребенку наиболее эффективно осуществляется при взаимодействии педагогов и нейропсихологов. [1] Нейропсихологическая диагностика включает не только тестовые методы, но и методы «следящей диагностики», т. е. метод наблюдения за поведением ребенка в ходе работы и на отдыхе и анализ выполнения учебных и творческих задач. Такая диагностика про¬водится нейропсихологом и педагогом совместно. Она предполагает предоставление ребенку различных видов помощи и анализ того, что именно помогает ребенку. Поэтому существенную роль в наблюдении за ребенком и адаптации его к школьному обучению играет именно педагог, который владеет богатым арсеналом методов по развитию активности, самостоятельности ребенка, его познавательной сферы. Проведенное нейропсихологическое обследование учащихся с ОВЗ (6 человек) в 2018-2019 учебном году в МБОУ «СОШ №1» г. Калтана показало, что наличие дисфункций головного мозга и незрелость мозговых структур диагностированы у 67% детей (4 чел.), несформированность ВПФ (высших психических функций) у 80% (5 чел.) учащихся. На основе полученных данных диагностики разрабатывается коррекционная работа по преодолению отставания в развитии ВПФ, опираясь на эффективные приёмы и методы. Работа с учащимися с ЗПР основывается на взаимодействии нейропсихолога (педагогом-психологом) с педагогом и заключается в совместном выявлении не только особенностей высших психических функций (ВПФ) ребенка, ведущих к его школьной неуспешности, но и выявлении оптимальных условий для преодоления трудностей. При совместном обсуждении принимается общее решение относительно подбору методик, наглядного и вербального материала, способа его подачи. При составлении коррекционной программы занятий учитываются уровень актуального развития и зоны ближайшего развития ребёнка. К индивидуальным особенностям могут относиться сложности с переработкой слуховой или зрительной информации. Если педагог использует на занятии систему методов, направленную на компенсацию трудностей усвоения зрительной информации, то другие дети в этот момент могут остаться без внимания, и наоборот. Поэтому при составлении коррекционной работы нужно учитывать все компоненты, которые составляют осваиваемую сложную функцию. Если у одного ребенка или группы детей проявляются свои специфические трудности, педагог должен помогать им проработать каждое звено этой психической функции. Остальные дети в этот момент имеют возможность совершенствовать навыки самостоятельной работы в задан¬ном виде деятельности, который дается им относительно легко. В целом стратегия работы с ресурсным классом предполагает, что организация занятий должна базироваться на методах работы, опирающейся на сохранные звенья и постепенно втягивающей в работу слабые звенья. Для реализации такого подхода могут быть использованы системы методов для «выращивания» слабого звена. Педагог, обучая детей какому-нибудь навыку, выстраивает систему отношений взрослый-ребенок, где взрослый берет на себя функции слабого звена, постепенно передавая все большую часть функций ребенку. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, задания должны варьироваться от простого к сложному по следующим параметрам:
Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время нейропсихологический подход всё больше внедряется не только в диагностическую, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Существует целый спектр методик, активно применяющихся как при индивидуальной коррекции, так и при групповой работе. Коррекционная работа с участием узких специалистов позволяет выявить истинные проблемы трудностей обучения отдельно взятого ребёнка и согласно полученным результатам разработать индивидуальную программу ПМП сопровождения в условиях образовательной организации. Особую роль на этапе диагностики отводится нейропсихологическому анализу. Своевременная диагностика, коррекция и развитие нарушений в функционировании головного мозга способствует результативности проводимой коррекционной работы. Использование нейропсихологического подхода в коррекции обеспечивает повышение общей психической активности, работоспособности. Нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшает регуляцию деятельности. В результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций. Под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей с ЗПР. Таким образом, комплексный подход с привлечением узких специалистов в коррекционной работе с детьми с ЗПР – один из наиболее эффективных современных технологий, позволяющий получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика //Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекции / Под ред.О.Б. Иншаковой. – Москва; Воронеж: Изд-во МПСИ, 2001.с.7-20 2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения// Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющего развития. – М.: Изд-воМинобразования РФ, 1998.С85-92. 3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Тест]: учебник для студентов вузов/ Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2013. – 272 с. 4. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с. 5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте /Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - 2-е изд. [Электронный ресурс]. — СПб.: Питер, 2008. – 80 с. 6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), пункт 16 статьи 2. 7. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции [Электронный ресурс]. Сб. науч.- метод. Материалов / Под ред. О.Е. Булановой, Э.И. Леонгард. – М., Федеральный институт развития образования, 2012. – 145 с. 8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]: Методическое пособие – М, Гуманитарный изд. Центр Владос, 2011 – 167 с. 9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с. 10. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс]: Учебное пособие – СПб., Питер, 2008. – 288 с. 11. Пылаева, Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]/Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. – СПб.: Питер, 2008.-166с. 12. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога[Текст]. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М., 2003. 13. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.- 385с. 14. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]. / Москва – Воронеж, 2005.-240с. 15. Хомская, Е.Д. Нейропсихологическая диагностика [Электронный ресурс]. Часть I. Институт общегуманитарных исследований Секачев В.Ю. – М., 2007. – 64 с. 16. Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // особый ребёнок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. 1999. С. 101-109. |
|
Всего комментариев: 3 | |
| |