12:09 Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР |
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Королева Валентина Петровна, воспитатель МАДОУ Детский сад №12 "Березка" Главной задачей специалистов, которые работают с ребёнком старшего дошкольного возраста с ТНР, является коррекция, т.е. исправление речевого дефекта, поэтому образовательная деятельность с таким ребёнком должна строиться в связи с фонетической, лексической, грамматической работой, все специалисты должны одновременно работать по единой лексической теме (например, если логопед занимается с ребенком по теме «Зима», по этой же теме должны организовывать образовательную деятельность воспитатели группы – рисовать снежинки, считать снеговиков, конструировать кормушки для птиц или горку, лепить елку и др.; на музыкальных занятиях и занятия физкультурой специалисты также должны заниматься с такими детьми по данной теме, например, перепрыгивать сугробы, слушать, заучивать и петь песни о зиме и т.д.). Игровая, самостоятельная деятельность ребёнка с ТНР также должна быть организована с учётом заданной логопедом лексической темы. Это позволит ребёнку понять материал, запомнить, и, следовательно, лучше, прочнее усвоить, в дальнейшем он сможет применить полученные знания самостоятельно, правильно сформулировать и рассказать то, что он усвоил, что запомнил непроизвольно. Нельзя забывать, для того, чтобы коррекционно – развивающая работа со старшими дошкольниками с ТНР была успешнее, деятельность детей должна быть интересной для них и увлекательной, посильной, с учетом их ЗБР. Таким образом, воспитатель работает по определенным лексическим темам (например, «Профессии», «Библиотеки и книги», «Древние времена» и др.) в ходе образовательной, самостоятельной деятельности, при этом логопед также работает по этим же лексическим темам, но ставит перед собой другие цели и задачи. В старшей группе имеется логопедический уголок, где воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда, на основе тетради по взаимосвязи логопеда с воспитателями; логопед прописывает какие упражнения отрабатывать с ребёнком, какие скороговорки проговорить, в какие речевые игры поиграть и т.д. В указанном уголке имеется необходимый для этого материал и пособия, которые воспитатель использует также и во время образовательной деятельности с детьми группы, а также при индивидуальной работе с ребёнком. В логопедическом уголке собрана картотека пальчиковых игр по лексическим темам (это будет способствовать развитию мелкой моторики детей, координации движений пальцев), имеется артикуляционная гимнастика с иллюстрациями (такие упражнения применяются для разминки и развития речевого аппарата, активизации губных мышц, а также для снятия напряжения), дыхательная гимнастика (позволяет укреплять органы дыхания, улучшает кровообращение деятельность ССС, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, развивает плавный длительный выдох, сильного плавного выдоха – например, «Часики», «Носик дышит», «Ветерок», «Трубочка» и др.), картотека «Речевая гимнастика» (например, упражнения «Вьюга», «На берегу моря», «Комар», «Накачать шину» помогают развивать фонационный выдох, т.е. озвученный выдох, и помогают развивать силу голоса и речевое дыхание). Имеется в логопедическом уголке материал «Мир эмоций», чтобы учить ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР различать радость, скуку, страх или удивление, а также учить бороться и побеждать страх, грустить и радоваться, гордиться и сочувствовать; картотека физкультминуток по лексическим темам позволяет развивать общую моторику детей, формировать у них чувство ритма, учить ориентироваться в пространстве. Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР должна строиться в тесной взаимосвязи всех специалистов, работающих с детьми данной категории, лексические темы, используемые на занятиях логопедом, должны пронизывать образовательную деятельность всех специалистов, в том числе воспитателей, а также закрепляться в ходе свободной деятельности детей. |
|
Всего комментариев: 9 | |
| |