Главная » 2019 » Февраль » 20 » Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
12:09
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Королева Валентина Петровна,
воспитатель
МАДОУ Детский сад №12 "Березка"
 
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Королева Валентина Петровна, воспитатель МАДОУ Детский сад №12 «Березка» Дети в старшем дошкольном возрасте при ТНР отличаются нарушением звукопроизношения (дети не выговаривают звуки, говорят неправильно, заменяют на другие звуки), словарный запас у них маленький, в речи встречается большое количество аграмматизмов (им трудно правильно согласовывать существительные с глаголами, с прилагательными, наречия и предлоги дети употребляют крайне редко, чаще неправильно), словообразование также оказывается для них затруднительным. При ТНР у старших дошкольников часто нарушения речи сочетаются с такими психологическими особенностями, как медлительность и расторможенность или, наоборот, гиперактивность и неусидчивость. Все это приводит к трудностям в познании окружающего мира (в ходе образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром – ребёнку трудно понять то, что объясняет воспитатель, как ответить на вопрос, ребёнок не может понять причины обсуждаемого материала, сделать вывод, обобщение), в ходе продуктивных видов деятельности (в ходе образовательной деятельности по конструированию, лепке и рисованию – это связано с нарушениями мелкой моторики – ребёнку трудно правильно удерживать карандаш, проводить аккуратные линии, вырезывать по контуру и др.), в ходе образовательной деятельности по ФЭМП (ребёнок не может решить задачу, потому что не всегда понимает её суть), в ходе образовательной деятельности по музыкальному и физическому развитию (ребёнку трудно ритмично двигаться под музыку, соблюдать ритм песни, трудно ориентироваться в пространстве); при этом чаще музыку и физкультуру такие дети любят больше всего. Выше указанные особенности мешают детям в полной мере освоить программный материал.
Главной задачей специалистов, которые работают с ребёнком старшего дошкольного возраста с ТНР, является коррекция, т.е. исправление речевого дефекта, поэтому образовательная деятельность с таким ребёнком должна строиться в связи с фонетической, лексической, грамматической работой, все специалисты должны одновременно работать по единой лексической теме (например, если логопед занимается с ребенком по теме «Зима», по этой же теме должны организовывать образовательную деятельность воспитатели группы – рисовать снежинки, считать снеговиков, конструировать кормушки для птиц или горку, лепить елку и др.; на музыкальных занятиях и занятия физкультурой специалисты также должны заниматься с такими детьми по данной теме, например, перепрыгивать сугробы, слушать, заучивать и петь песни о зиме и т.д.).
Игровая, самостоятельная деятельность ребёнка с ТНР также должна быть организована с учётом заданной логопедом лексической темы. Это позволит ребёнку понять материал, запомнить, и, следовательно, лучше, прочнее усвоить, в дальнейшем он сможет применить полученные знания самостоятельно, правильно сформулировать и рассказать то, что он усвоил, что запомнил непроизвольно. Нельзя забывать, для того, чтобы коррекционно – развивающая работа со старшими дошкольниками с ТНР была успешнее, деятельность детей должна быть интересной для них и увлекательной, посильной, с учетом их ЗБР. Таким образом, воспитатель работает по определенным лексическим темам (например, «Профессии», «Библиотеки и книги», «Древние времена» и др.) в ходе образовательной, самостоятельной деятельности, при этом логопед также работает по этим же лексическим темам, но ставит перед собой другие цели и задачи.
В старшей группе имеется логопедический уголок, где воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда, на основе тетради по взаимосвязи логопеда с воспитателями; логопед прописывает какие упражнения отрабатывать с ребёнком, какие скороговорки проговорить, в какие речевые игры поиграть и т.д. В указанном уголке имеется необходимый для этого материал и пособия, которые воспитатель использует также и во время образовательной деятельности с детьми группы, а также при индивидуальной работе с ребёнком. В логопедическом уголке собрана картотека пальчиковых игр по лексическим темам (это будет способствовать развитию мелкой моторики детей, координации движений пальцев), имеется артикуляционная гимнастика с иллюстрациями (такие упражнения применяются для разминки и развития речевого аппарата, активизации губных мышц, а также для снятия напряжения), дыхательная гимнастика (позволяет укреплять органы дыхания, улучшает кровообращение деятельность ССС, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, развивает плавный длительный выдох, сильного плавного выдоха – например, «Часики», «Носик дышит», «Ветерок», «Трубочка» и др.), картотека «Речевая гимнастика» (например, упражнения «Вьюга», «На берегу моря», «Комар», «Накачать шину» помогают развивать фонационный выдох, т.е. озвученный выдох, и помогают развивать силу голоса и речевое дыхание).
Имеется в логопедическом уголке материал «Мир эмоций», чтобы учить ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР различать радость, скуку, страх или удивление, а также учить бороться и побеждать страх, грустить и радоваться, гордиться и сочувствовать; картотека физкультминуток по лексическим темам позволяет развивать общую моторику детей, формировать у них чувство ритма, учить ориентироваться в пространстве. Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР должна строиться в тесной взаимосвязи всех специалистов, работающих с детьми данной категории, лексические темы, используемые на занятиях логопедом, должны пронизывать образовательную деятельность всех специалистов, в том числе воспитателей, а также закрепляться в ходе свободной деятельности детей.
Категория: Психолого-педагогический форум 2019 | Просмотров: 421 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
avatar
0
1 geebnatalja • 05:24, 21.02.2019
Валентина Петровна, с какими трудностями, как воспитатель, вы столкнулись при реализации коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушение речи?
avatar
3 korolevaeyu • 20:54, 24.02.2019
Здравствуйте! Нарушения речи среди детей распространены, такие дети встречаются практически в каждой группе детского сада, моя группа не исключение. Трудности в коррекционной деятельности с такими детьми возникают, они связаны, прежде всего с тем, что нарушения речи у таких детей часто сочетаются с гиперактивностью, с минимальными мозговыми дисфункциями, аденоидами и другое. Также дети часто болеют и не посещают детский сад, находясь дома, родители с детьми занимаются не всегда.
avatar
2 Марина • 07:30, 22.02.2019
Валентина Петровна, используется Вами такая форма коррекционной деятельности, как коррекционный час? Если используется, то в какое время режима дня?
avatar
4 korolevaeyu • 21:00, 24.02.2019
Здравствуйте, коррекционный час как форму коррекционной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи я реализую во вторую половину дня, после полдника перед второй прогулкой. Данная работа является запланированной и включена в Планирование образовательной деятельности на каждый день. Коррекционный час осуществляется в логопедическом уголке с детьми с ОВЗ на основе тетради взаимосвязи с логопедом, где прописаны конкретные задания с такими детьми.
avatar
5 Марина • 06:36, 25.02.2019
Спасибо, Валентина Петровна, представленный Вами опыт работы может быть использован воспитателями речевых групп.
avatar
6 swetlanailiko • 08:50, 27.02.2019
Валентина Петровна, совмещен ли в вашей группе логопедический уголок с центром речевого развития или это два разных центра, расположенных в  вашей группе?
avatar
8 korolevaeyu • 19:05, 27.02.2019
Здравствуйте, логопедический уголок не совмещен с центром речевого развития, это два разных центра в нашей группе. В логопедическом уголке в обязательном порядке есть зеркало, светильник для занятий, а также игры главным образом для развития мелкой и артикуляционной моторики, для фонетико - фонематического и лексико - грамматического развития. в центре речевого развития находятся игры способствующие в большей мере развитию связной речи. Игры и пособия логопедического уголка и центра речевого развития взаимодополняемы и взаимозаменяемы, в ходе образовательной деятельности, в том числе  и в ходе коррекционного часа возможно использование игр и пособий из обоих центров.
avatar
7 sergafan4815 • 10:53, 27.02.2019
Здравствуйте. Меня заинтересовал материал "Мои эмоции" в вашем логопедическом уголке. Поделитесь пожалуйста Вашим опытом его использования. В занятиях, режимных моментах, утреннем сборе?
avatar
9 korolevaeyu • 19:14, 27.02.2019
Здравствуйте, Вы правы, материал "Мои эмоции" может быть использован не только в процессе коррекционного часа, но и в ходе режимным моментов, в образовательной деятельности. например, на утреннем сборе материал "Мои эмоции" можно использовать, чтобы прочувствовать настроение детей, готовность к образовательной деятельности, или данный материал может помочь подвижным детям успокоиться, сосредоточиться и настроиться на образовательную деятельность. Материал "Мои эмоции" можно использовать в случае ссоры детей для стимулирования процесса анализа детьми сложившейся ситуации и совместного поиска наиболее благоприятного выхода из нее. "Мои эмоции" можно использовать, например, при подведении итогов образовательной деятельности, чтобы дети могли выразить свое мнение и отношение к предложенному материалу.
avatar