13:54 Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОО. |
Создание условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОО
Шацкая Юлия Сергеевна,
заместитель заведующей МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства" Проблему обучения и воспитания детей с ЗПР, имеющих затруднения в освоении основной образовательной программы, мы решаем через создание специальных условий, включающих в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых затруднено освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации », № 273-ФЗ, ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» ориентирует руководителя на обеспечение педагогов новыми специальными формами организации детей с ОВЗ. Поэтому при создании условий основополагающим ресурсом стал кадровый потенциал. В штате МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» имеется пять специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель. По состоянию на январь 2019 года, 56 % педагогов (в первую очередь члены ПМПк) имеют действующий документ о повышении квалификации по теме сопровождения детей с ОВЗ, включая руководителя и заместителя. 1 Педагог имеет диплом по образовательной программе «Олигофренопедагогика». Следующим условием является нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Родители ( законные представители) заполняют заявление на обследование ребенка на ПМПк, затем подписывают согласие об использовании персональных данных ребенка, после чего с семьями воспитанников заключается договор об образовании по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования между муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребёнка – Детский сад «Планета детства» и родителями (законными представителями) ребенка. На основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (от 7 декабря 2017 года, протокол №6/17) ) мы разработали адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с ЗПР, обеспечив информационно-методическую базу, необходимую для образования воспитанников с ЗПР. Разработаны дидактические пособия и развивающие игры, направленные на коррекцию недостаточно сформированных интеллектуальных навыков детей данной категории. Материально-техническое обеспечение образованной деятельности воспитанников с ЗПР, также отвечает особым образовательным потребностям детей данной категории. Дошкольное учреждение располагает наличием кабинета учителя-логопеда и педагога-психолога, а также специального оборудования для работы с детьми с ЗПР: световые песочные столы, релаксационное кресло-капля, ТСО, релаксационные лампы; игровое развивающее оборудование. Доступность дополнительного образования для воспитанников с ЗПР, также же является одним из условий, которое мы смогли обеспечить для детей данной категории. Дети осваивают дополнительные общеразвивающие программы для детей дошкольного возраста ( в том числе для детей с ОВЗ) и посещают: студию художественного творчества «АКВАРЕЛЬКА», кружок по развитию основ логического мышления «РАЗВИВАЙ-ка», спортивную секцию оздоровительных занятий на тренажерах "ФИТНЕС-KIDS" Образование воспитанников с ЗПР организовано совместно с другими воспитанниками в группах компенсирующей направленности. В настоящее МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» посещают 5 воспитанников, получающих инклюзивное образование. Из них лишь 1 ребенок имеет официальный статус - инвалид, который подтверждает первичность диагноза - ЗПР. Данный воспитанник был переведен из другого дошкольного учреждения Калтанского городского округа в 2018 году. Родители самостоятельно оформили ребенку официальный статус - инвалид, затем сами инициировали прохождение ТПМПК. 1 Ребенок с нарушением ОДА и с сопутствующим диагнозом ЗПМР поступил по направлению ТПМПК и уже второй год посещает наше дошкольное учреждение. Для воспитанника с ОВЗ созданы специальные условия образовательного процесса: организованны индивидуальные занятия педагога-психолога для коррекции нарушенных психических функций, занятия с учителем логопедом для коррекции звукопроизношения и развития речи, занятия с инструктором ЛФК для нормализации тонуса мышц и развития кинестетической координации движений. Для ребенка с нарушением ОДА предусмотрена интеграция в группу сверстников для успешной социализации и развития навыков игровой деятельности; организованно обучение с ограниченным временем пребывания в детском саду и предусмотрен дополнительный выходной день среди недели. Для обоих воспитанников были разработаны адаптированные образовательные программы, направленные на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательной программе и реальными возможностями детей, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей». ПМПк нашего учреждения на начало 2018/2019 учебного года было выявлено 3 воспитанника с ТНР, у которых также отмечаются стойкие нарушения интеллектуального развития, требующие длительной комплексной коррекционной работы. Эти воспитанники зачислены в группу комбинированной направленности и осваивают адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, которая подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога. Своевременное прохождение ТПМПК, качественная индивидуализация обучения и воспитания, психолого-педагогическое обследование воспитанников и тесное взаимодействие всех специалистов позволяет нам выстроить личную траекторию развития каждого воспитанника с ЗПР и обеспечить доступность получения дошкольного образования данной категории детей в соответствии с их образовательными потребностями и психофизическими недостатками. |
|
Всего комментариев: 2 | |
| |